24 августа 2008 г.

Перспективные искажения

При съемке архитектуры мы зачастую обнаруживаем, что совершенно обычные строения превращаются в подобие Пизанской башни. Что это за эффект и как с ним бороться?

На самом деле всё очень просто. Обычно, снимая здание, мы (и наш фотоаппарат) находимся на земле недалеко от его основания. Естественно, расстояние от объектива до нижней и верхней частей объекта значительно отличаются. Удаленные части кажутся меньше близких — совершенно нормальный эффект перспективы, в иных случаях помогающий сделать картинку объемной. Но здесь он искажает, деформирует её, «заваливает» строение. Вот примерно так, как на этом снимке.

Как можно победить эту неприятность? Зная причину, можно попробовать устранить или ослабить её.

Идеальный вариант — расположить камеру таким образом, чтобы расстояния до первого и последнего этажей сравнялись. Написать это намного проще, чем — в большинстве случаев — сделать. Например, для съемки здания с иллюстрации мне пришлось бы «взлететь» на уровень примерно третьего-четвертого этажа. Впору вспомнить хрестоматийное «Почему люди не летают как птицы?» Тем не менее, в некоторых случаях возможность снимать не с уровня земли, а поднявшись на некоторую высоту существует, и грех ей не воспользоваться.

Другой вариант — «сжать» перспективу. Если помните, такой эффект получается при использовании телеобъективов. Тут, правда, есть другое препятствие. Причем, почти в буквальном смысле. Чтобы при съемке длиннофокусным объективом здание уместилось в кадр, фотограф должен находиться от него на весьма немалом расстоянии. В реальных условиях мы, чаще всего, попросту не можем отойти подальше. Тут не то что телевик, обычно наоборот приходится устанавливать зум в самое широкоугольное положение. Но, опять-таки, не забываем и об этом способе — может пригодиться. Даже если не удастся полностью избавиться от искажений, отойдя подальше (дальше, дальше, еще дальше...) мы их уменьшим.

Профессионалы при архитектурной съемке пользуются специальными фотокамерами (или приспособлениями), позволяющими наклонять и смещать оптическую ось объектива. Но мы-то — любители, так что этот путь не для нас.

Конечно хорошо, если удалось избавиться от искажений уже при съемке, но далеко не всегда это возможно. Стало быть, нужно исправлять их при обработке. В «пленочные» времена для этого наклоняли при печати рамку с фотобумагой, сейчас — пользуются геометрической коррекцией в графических редакторах. В последних версиях Photoshop (и Photoshop Elements) имеется специальный фильтр группы Distort — Lens Correct. В более ранних можно воспользоваться инструментом перспективной трансформации (Transform > Perspective.

Не стоит, однако, переоценивать его возможности. Во-первых, любые трансформации растрового изображения неизбежно ведут к потерям его качества. Во-вторых, исправляя перспективу, мы, почти наверняка, внесем другие геометрические искажения. Если внимательно посмотреть на скорректированный снимок, видно, что вертикальные линии стали параллельными, но форма здания несколько исказилась. В случае же съемки с угла искажения были бы гораздо более заметными.


Но, между прочим, бороться с перспективными искажениями нужно далеко не всегда. Наклон вертикальных линий может стать и полезным художественным приемом. Подчеркнуть высоту, грандиозность, стремление ввысь...

Общее правило (относящееся не только к перспективе, но и, например, к наклону линии горизонта): маленькие искажения — всегда дефект, художественный прием требует существенных отклонений от нормы.

При этом, конечно, не нужно забывать, что использование приема должно быть обоснованным.

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!