20 июня 2009 г.

Против света (На примерах – 3)

Обычно мы стараемся избегать съемки против света: изображение получается сверхконтрастным, с «выбитыми» светами и уведенным в глубокую тень передним планом...

Мало того. Прямой свет, попадая на линзы объектива, может вызывать «замыливание» картинки и яркие радужные блики-разводы. Вот как на этом снимке (отмечено стрелкой). Однако, бывают случаи, когда контровой свет (он же контражур) нам необходим. Или же его просто нельзя избежать. Вот о такой съемке мне и хочется сегодня поговорить.

Более простой случай — когда источник света, хоть и находится перед фотографом, но не попадает в кадр и не бьет напрямую в объектив. Здесь нам, во-первых, в борьбе с бликами очень поможет бленда. Если она есть. То есть если снимаем зеркалкой (или некоторыми моделями ультразумов). Владельцам компактов придется воспользоваться подручными средствами — или просто собственной ладонью. Главное, не перекрыть часть кадра.

Небольшое отступление. В прошлые выходные я побывал в очень интересной поездке. Основной целью был Валаам, но попутно проехали по Питерским окрестностям — Царское Село, Петергоф... Толпы туристов. Многие — с фотоаппаратами. И — удивительное дело — сплошь и рядом наблюдал, как снимают с блендой в «транспортном» положении (т.е. когда она перевернута и, вместо того чтобы защищать от паразитной засветки, только мешает доступу к кольцам на объективе). Солнце, между прочим, светило вовсю!

При съемке портрета контровой свет может эффектно выделить контур прически (см. фото, щелкните, чтобы увеличить). Однако, если бы этот кадр был снят в автоматическом режиме, лицо бы получилось безнадежно темным.

Ввести коррекцию для нормальной экспозиции переднего плана?— красивые красновато-золотистые небо и вода стали бы выжжеными до полной белизны.

Снимок удалось сделать благодаря заполняющей вспышке. Правда, встроенная вспышка «в лоб» делает портрет «плоским»... но зато она «всегда с собой». Вероятно, лучше было бы использовать отражатель — не обязательно фирменный, подошел бы достаточно большой лист белой бумаги и т.п.

А вот для такого «персонажа» подходящей вспышки/отражателя не найти. Выход — очень аккуратно подобрать экспозицию, точнее снять несколько кадров с разной выдержкой, а затем выбрать тот, где удастся вытянуть детали в тенях, но и света не выбелены. Или, как вариант, воспользоваться технологией получения изображений HDR (High Dynamic Range — широкий динамический диапазон). Но это — тема для отдельного обстоятельного разговора.

Да. А солнце при съемке мне пришлось «спрятать» за куполом. По-моему, получился довольно интересный эффект.

Наконец, случай, когда солнце оказывается одним из элементов композиции. Опасный случай, это надо прямо сказать. В ясный солнечный полдень это определенно делать не стоит! При легкой облачности я снимал — но с визированием по ЖК-дисплею (новые глаза купить явно не удастся).

А вот на рассвете/закате можно и солнышко поснимать. Естественно, основной рисунок тут обеспечит небо, а «земное» обратится в силуэты.

Добавить насыщенности закатному небу (а заодно ослабить на пару ступеней свет солнца) можно с помощью поляризационного фильтра.

6 комментариев:

Анонимный комментирует...

О, спасибо за напоминание о вспышке в таких условиях. Это какой режим на олике?

Unknown комментирует...

Режим принудительной вспышки.
Есть еще вариант, когда вручную выставляется доля мощности импульса.
Но в этом конкретном примере времени экспериментировать не было — теплоход шел быстро. Так что пыхнул как получилось.

Анонимный комментирует...

У меня тоже недавно такой случай был:
ехал с дачи вечером, солнце уже садилось, и горизонт был ярко-желто-красный. Остановился - хотел жену снять на этом фоне - темный лес, выше огненное небо и закатывающееся солнце ...
Пытался точечным экспозамером нацелится на лицо - небо получалось выбеленным, а если брать матричный замер - естесственно лица совсем не было видно ... Попробовал несколько кадров с разной экспозицией, но так ничего и не получилось, и времени особенно не было экспериментировать ...
Пока ехал, все думал - как же это можно снять?

Встроенной вспышкой правда пока снимать нормально не получается - бьет очень сильно, и коррекция не помогает.
(снимаю Nikon D80)

Unknown комментирует...

Посмотрел — ручного управления мощностью вспышки у D80, похоже, нет.
Но там ведь есть коррекция мощности вспышки до -3EV. Неужели всё равно пересвечивает?

PS На моем Olympus E-510 на автоматику вспышки тоже особо полагаться нельзя. В этом примере, например, яркость вспышки оказалась недостаточной (при проявке RAW, чтобы получить приемлемую проработку лица, пришлось пожертвовать ярко освещенным участком воды).

Анонимный комментирует...

Нет, ручное управление в D-80 есть, через меню можно выставить до 1/128...
но я туда пока еще не добирался, владею ф/а всего чуть больше месяца, снимаю в основном в режиме А.

А коррекцию вспышки - пробовал, ставил -3 ед., но приходится еще при расчете экспозиции брать на 3-5 ед. меньше, тогда что-то более-менее получается.
Честно сказать - забыл, что есть ручное управление вспышкой, только вы здесь напомнили ;)

Анонимный комментирует...

Кстати, насчёт HDR — не попадайтесь в ловушку фотоматикса. Автоматический тонмаппинг редко приводит к хорошим результатам.

http://marvin.mezon.ru/~alecs/hdr.html

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!