26 сентября 2010 г.

Кап-кап...

Эх, давненько я ничего не писал... Да, по правде сказать, и камеру взять в руки было некогда. Но вот наконец на днях образовалось у меня некоторое количество свободного времени. И решил я немного «поиграть» с водой...

Времени было немного. И образовалось всё как-то спонтанно. Так что ни о какой особой подготовке, специально подобранном оборудовании и прочих удобствах речи не шло. Сооружал «установку» из того, что оказалось под руками. А оказалось под ними вот что:

«Ванна», в которую капли будут падать. Её роль сыграла крышка упаковки болванок CD-R (той, в которой их 50 штук). Глубина вполне подходящая. В остальном — штука, мягко говоря, не слишком подходящая. Идеальным был бы сосуд с большой площадью и гладким дном, плавно переходящим в стенки. В моём же случае пришлось очень аккуратно выбирать участок, попадающий в кадр, чтобы линии от выступа на дне и стыка дна со стенками не портили весь рисунок.

В качестве фона под и за банкой подошла бумага для принтера формата А4. Тут маленький размер сосуда был на руку — ширины стандартного листа оказалось вполне достаточно.

Источником «капели» стал завалявшийся в моем хозяйстве шприц. По уму, конечно, надо бы было зафиксировать его положение с помощью какого-нибудь штатива... Но, за неимением ничего подходящего, пришлось надеяться на твердость собственной руки.

А вот камеру на штатив надо ставить обязательно. Тут — без вариантов. Иначе шанс получить вразумительный результат ничтожно мал.

Естественно, на фотоаппарате должен быть макрообъектив (или обычный объектив, установленный через макрокольца, или на обычном объективе «макрофильтр» — насадочная линза). У меня — Zuiko Digital 35mm/3,5 Macro. И не забудьте, что объективы и камеры любительских серий от брызг не защищены. Так что безопасность аппаратуры — на совести фотографа.

Наконец, освещение. Идеальным, вероятно, было бы использование очень яркого постоянного света (например, солнечного). Чтобы позволил отснимать серии с очень короткими (<1/1000 с) выдержками. Почему такими короткими? — Чтобы «заморозить» движение воды.

Прожектора дома есть не у всех, да и солнце осенью в наших широтах по большей части скрыто за тучами. Так что придется воспользоваться вспышкой. Поскольку объект съемки совсем маленький, даже совсем без рассеивателя свет не будет слишком жестким. Но, чтобы лучше прорисовать объем, вспышку ставим не на башмак камеры, а сбоку (Мой Metz 48 AF-1 имеет режим дистанционного управления, но можно использовать удлиннительный шнур или синхронизатор).

Для более равномерной подсветки с противоположной вспышке стороне ставим отражатель. Вы, возможно, уже догадались, что это опять-таки лист белой бумаги.

Вот, собственно говоря, и вся «съемочная установка».

Теперь займемся съемкой.

Во-первых, переключаем камеру в режим ручной фокусировки. Это очень важно. Автоматически она, если и наведется на что-то, это явно будет не капля.

Фиксируем аппарат на штативе и наводим резкость по какому-нибудь контрастному предмету, помещенному в точку ожидаемого падения капли. Я использовал кусок провода в черной изоляции. Вспышка, установленная в паре десятков сантиметров от объекта съемки, даст очень яркий свет. Это позволяет сильно закрыть диафрагму (до f/8..f/11) и увеличить таким образом глубину резкости.

Делаем несколько «пристрелочных» кадров, подбирая мощность вспышки. Обратите внимание: сцена у нас намного светлее «средне-серого», так что пик гистограммы должен быть сильно смещен вправо (но, естественно, света при этом не должны «выбиваться»).

И вот начинается самое интересное. Съемка... Никакой автоматики нет, так что «ловить момент» приходится, надеясь исключительно на интуицию и везение. Хорошо, что камера цифровая, и кадров не жалко ;-)

...Уж не знаю, считать это большим везением или, напротив, маленьким, но у меня капля оказывалась в момент срабатывания затвора в нужном месте примерно в одном случае из десяти. Поскольку рука со шприцем недотягивает по стабильности до капельницы на штативе, часть из этой одной десятой кадров оказалась нерезкой. Но кое-что всё-таки вышло.

Наконец, наиболее удачные снимки еще нужно обработать. Особенность сюжета — сравнительно невысокий контраст и явное преобладание светов.

В процессе проявки и последующей коррекции в графическом редакторе с изображением можно поступить по-разному (см. примеры фотографий).

Например, равномерно «растянуть» тональный диапазон исходного кадра до полного отображаемого диапазона. Вода превратится в «стекло» с глубокими тенями явно выраженной окраски. Эффект интересный, хотя и далекий от реальной картинки.

Можно «подтянуть» наиболее темные тона к черной границе диапазона, но сохранить существенное преобладание светлых тонов.

Наконец, помимо тоновой коррекции (по второму варианту), можно уменьшить насыщенность цветов (как в последнем примере) или вообще преобразовать изображение в черно-белое. Именно это будет выглядеть наиболее естественным... по-моему.

А какой вариант больше нравится вам?

2 комментария:

Vladilena комментирует...

а расскажите, как вы второй снимок делали, пожалуйста! очень уж понравился)вы использовали светофильтры, или это пост обработка?

Unknown комментирует...

Светофильтров не использовано нигде (ни на камере, ни на вспышке).
Практически все отличия между снимками обусловлены различными настройками тональной коррекции при конвертировании из Raw (там, где капля на игле — еще поднята насыщенность).
Там, где вода с темными цветными разводами, за счет коррекции тональный диапазон смещен в сторону теней. То есть реально при съемке банки воды на белом фоне «горб» на гистограмме довольно острый и находится рядом с правым краем. Увеличивая контраст и снижая яркость, растягиваем его влево — выходит именно то, что вышло. Собственно говоря, автоматическая коррекция в Photoshop или ACR как раз примерно так и сделает.

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!