Баланс белого, цветовая температура — эти названия поначалу могут озадачить начинающего фотолюбителя. Даже те, кто обнаруживал (иногда, случайно) у своих мониторов возможность переключения такого параметра и «играл» им, далеко не всегда представляют, что же это такое. Тем более, что делает подобный пункт в меню наших фотокамер.
Попробуем найти ответ. Для начала отправляемся на сайт Википедии. Ура! Нужная статья здесь есть. Читаем: «Цветовая температура — характеристика хода интенсивности излучения источника света как функция длины волны в оптическом диапазоне. Температура абсолютно чёрного тела, при которой оно испускает излучение с той же цветностью, что и рассматриваемое излучение (см. закон Планка)...» М-да... Все помнят, о чем сказал дедушка Планк в своем законе?
Нам бы это... по-простому.
Что ж. Попытаемся обойтись минимумом физики (и, да простят меня мои преподаватели за то, что я тут понапишу). Итак, то, что мы называем белым светом, на самом деле смесь излучений всех цветов радуги длин волн видимого спектра. В идеале всего должно быть поровну. Но нет в жизни идеала. Какой-то участок спектра будет «выпирать» над остальными. Причем, если мы будем греть болванку, к примеру, из легкого метала чугуния, то сперва она начнет краснеть, потом оранжеветь, потом — желтеть... Если б не расплавилась, прошла бы и до «Где Сидит Фазан».
Источники света, с которыми мы имеем дело, тоже светят «белым» по-разному. И цветовая температура оказалась просто удобным показателем для их сравнения. Выше температура — свет становится синеватым, ниже — красноватым.
Но человеческое зрение — инструмент хитрый. Оно автоматически подстраивается, и мы не замечаем (почти) этих красно-синих отклонений. А техника честно фиксирует то, что есть на самом деле. Если, конечно, ее не «подкрутить». В былые времена фотографам приходилось подбирать пленку под то или иное освещение (или пользоваться специальными светофильтрами). Нам проще. Исправления делаются в ходе преобразования «сырых» (то бишь, RAW) данных с матрицы в RGB (чаще всего, в JPEG-файл).
В большинстве случаев, при этом можно положиться на автоматику камеры. Есть, однако, случаи, когда, понадеявшись на «компьютерный разум», мы безвозвратно губим кадр.
Кто виноват и что делать?
Ответ-то прост. Камера ведь не понимает, что находится перед ее объективом. Она «знает», какое распределение оттенков может быть у некого усредненного изображения. На это и ориентируется. Фотографы же (художники... тудыть их в качель!) норовят снять чего-нибудь эдакое, нестандартное. Вот и падает снимок жертвой непонимания между камерой и ее владельцем. А чтоб не было такого, инженеры предусмотрели возможность ткнуть указать аппарату: «У нас вот такой источник света. И не вздумай самовольничать!». В зеркалках и «продвинутых» компактах для этого просто в явном виде указывается тип освещения (солнце, пасмурное небо, лампы накаливания и т.п.). В более простых баланс белого выставляется в числе прочих параметров при выборе той или иной сюжетной программы (например, «пляж» или «помещение»).
Замечание 1. Многие «серьезные» камеры предоставляют еще одну интересную возможность точной подстройки баланса белого. Для этого используется тестовый «снимок» белой или нейтрально серой поверхности. (Есть ли эта функция в вашем фотоаппарате, читайте в инструкции. У меня она есть и в компакте Canon A620, и в зеркальном Olympus'е)
Замечание 2. В более выгодном положении находятся владельцы любых зеркалок и некоторых компактов, позволяющих сохранять снимки в RAW. Они могут не задумываться о правильном балансе белого в момент съемки — ведь преобразование будет делаться уже в спокойной обстановке на компьютере. В поисках оптимального варианта можно перебрать хоть десяток значений цветовой температуры.
Один и тот же кадр с разными установками баланса белого
Чего делать не стоит
Если вы не стремитесь к какому-то особо оригинальному снимку, старайтесь избегать освещения разнородными источниками. Например, если снять портрет человека, подсвеченного и люминесцентными лампами (они же, в народе, «лампы дневного света») и обычными лампами накаливания, болезненная желтизна одной части лица и столь же болезненная синева другой его части практически гарантированы. Это же относится и к предметке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий