Любой фотолюбитель обычно начинает со съемки в «зеленом» режиме AUTO. Но, спустя некоторое время, иногда предварительно вдоволь «наигравшись» с сюжетными, он понимает, что настоящая свобода творчества недостижима в жестких рамках, заданных автоматикой...
Конечно же, режимы о которых сегодня пойдет речь, требуют и бóльших знаний, и бóльшего внимания. Но разве это высокая цена за по-настоящему качественные снимки? Конечно, для начала не помешает немного поэкспериментировать — на досуге, в спокойной обстановке — с разнообразными вариантами настроек. Зато потом... (Я, кстати, даже не помню, какие именно сюжетные программы есть в моих фотоаппаратах!)
Программный режим (P)
Этот режим подобен полностью автоматическому (AUTO), но дает фотографу возможность в некоторой степени влиять на параметры съемки. Как известно, оптимальная экспозиция достижима при разных сочетаниях выдержки и диафрагмы. Вот как раз одно из таких сочетаний мы в программном режиме и можем выбрать. Нужно нам увеличить глубину резкости — крутим (или нажимаем на джойстик) в сторону увеличения диафрагменного числа и длительности выдержки. Собираемся снимать быстрое движение — напротив — укорачиваем выдержку (и одновременно открываем диафрагму).
Вот пример того, как это может работать в конкретной камере (схема из инструкции от Olympus E-510):
Черной линией показан алгоритм работы автоматики (объектив со светосилой F/3.5). При слабом освещении диафрагма открыта полностью, правильная экспозиция достигается выбором выдержки. Съемка возможна только со штатива. Когда освещение достаточно для работы с выдержками, допускающими съемку с рук, диафрагма начинает постепенно закрываться (одновременно с укорачиванием выдержки).
При значении диафрагмы F/11 ее дальнейшее уменьшение приведет к снижению общей резкости из-за дифракции. Поэтому вновь установка экспозиции делается только за счет изменения выдержки. И только в крайнем случае, когда сцена освещена настолько, что даже самая короткая выдержка (в данном случае, 1/4000 с) не позволяет получить правильно экспонированный кадр при диафрагме F/11, происходит её дальнейшее закрытие.
В программном режиме этот график можно сместить в пределах, отмеченных серыми линиями. Как можно заметить, изменения не столь велики: всего около 1 шага в ту или другую сторону. Тем не менее, это позволяет получить более соответствующую сюжету экспопару.
Приоритет диафрагмы (A)
В режиме приоритета диафрагмы (Aperture priority) фотограф выбирает наиболее подходящее для снимаемого сюжета значение диафрагмы, а камера автоматически устанавливает выдержку.
Приоритет выдержки (S или T)
Режим приоритета выдержки (Shutter/Time priority) подобен режиму приоритета диафрагмы. Точно также один из экспопараметров (только на этот раз это выдержка) выбирает фотограф, ориентируясь на снимаемый сюжет, а второй выставляется автоматикой. Хотим «заморозить» движение — устанавливаем короткую выдержку. Нужно получить «следы» за перемещающимся объектом — длительную.
Лично я предпочитаю почти всегда пользоваться режимом приоритета диафрагмы. Почему? Да всё очень просто.
Во-первых, в подавляющем большинстве случаев определяющими будут требования к глубине резкости — а она зависит именно от величины диафрагмы. Портрет — открываем на максимум; пейзаж — закрываем примерно до F/8 (в зависимости от расстояния до ближайших объектов, которые хотим видеть резкими).
С другой стороны, когда, казалось бы, определяющей должна быть выдержка, опять же можем основываться на диафрагме. Задумайтесь: практически всегда нам нужна не конкретная выдержка, а как можно более короткая (или, реже, как можно более длинная). В первом случае диафрагма должна быть полностью открыта, во втором — закрыта (по возможности, до значения, при котором еще не начинается снижение резкости).
Ручной режим (M)
Если фотограф хочет получить полный контроль над экспозицией, он включает камеру в ручной (Manual) режим. Тут уже всё зависит только от правильности его действий. Автоматика из процесса выбора параметров съемки полностью исключена. На первый взгляд это может показаться неожиданным, но есть много случаев, когда ручной режим необходим.
Например, панорамная съемка. Чтобы не было проблем со «склейкой» частей панорамы, все кадры должны быть сделаны с одной и той же экспопарой. (Вообще-то, во многих камерах есть специальный режим панорамной съемки, но не всегда им можно воспользоваться)
Или съемка в студии. Съемка с несколькими вспышками. Да мало ли бывает ситуаций...
Комментариев нет:
Отправить комментарий