7 марта 2009 г.

Сюжетные режимы

Несмотря на то, что сам я предпочитаю пользоваться камерой в полуавтоматическом режиме с приоритетом диафрагмы (A), это вовсе не значит, что обо всех других режимах нужно забыть. В этой заметке попытаемся разобраться с так называемыми «сюжетными» режимами.

Все эти режимы являются, по сути дела, автоматическими. Но съемочные параметры камера выбирает не для некой усредненной ситуации, как в режиме AUTO, а для «подсказанного» нами сюжета. Следовательно, с одной стороны, основные технические проблемы мы по-прежнему перекладываем на плечи автоматики, с другой же стороны, помогаем ей действовать гораздо более разумно. Результат, в большинстве случаев, будет лучше, чем при простом AUTO. Сущая находка для начинающего любителя, еще не до конца разобравшегося в тонкостях выбора экспозиции для разных случаев съемки.

Кроме того, сюжетные режимы можно рассматривать и как «учебное пособие». Если, конечно, не просто ими пользоваться, а смотреть, как в каждом случае действует автоматика. Ведь разрабатывались-то программы на основе опыта профессионалов. Вот и посмотрим, что же на самом деле происходит, когда мы ставим переключатель режимов на один из сюжетов.

Пейзаж

Этот режим используется, когда нужна большая глубина резкости. При этом выбирается достаточно большое значение диафрагмы, что позволяет четко воспроизвести и фон, и передний план. Поскольку объекты съемки находятся далеко от камеры, вспышка, по умолчанию, выключена. Выдержки при этом могут оказаться сравнительно длительными, поэтому возможно придется позаботиться об устойчивом положении камеры.

В некоторых камерах в этом режиме фокусировка принудительно устанавливается на бесконечность (или гиперфокальное расстояние). Иногда это может очень здорово выручить. Например, если есть какие-либо «посторонние» объекты недалеко от камеры. В обычном автоматическом режиме камера с высокой вероятностью наведется именно на них.

Портрет

При съемке портретов обычно предъявляются прямо противоположные требования. Резким должен оказаться только основной объект, фон же нужно убрать в нерезкость. Соответственно меняется и поведение автоматики. Диафрагма, по возможности, открывается полностью. Нужная же экспозиция достигается уменьшением выдержки. Что касается вспышки, по умолчанию она включается только при недостатке света. (Однако большинство камер позволяют и принудительно включать ее в качестве заполняющей, например, при съемке против солнца)

Спорт

Тут случай, строго говоря, несколько более сложный. С одной стороны, спортивные состязания, как и вообще любая съемка быстро движущихся объектов, требуют коротких выдержек. Это позволяет избежать «смазывания» или уменьшить его. Поэтому действие автоматики похоже на работу в режиме «портрета». Но диафрагма открывается обычно уже не до предела, а до некоторого заданного значения выдержки (например, не длиннее 1/125 с). Причина?— Для спортивных сюжетов желательно сохранить достаточную глубину резкости.

Помимо экспозиционных параметров в этом режиме может включаться следящий автофокус, а также серийная съемка.

Ночная съемка

Снимаем ночной (или вечерний) пейзаж. Если выбран режим AUTO, автоматически включится вспышка. Но осветить удаленные объекты она, очевидно, не сможет. В результате снимок будет больше всего напоминать знаменитую картину Малевича. Вряд ли такое входит в наши планы. Выручит сюжетная программа «ночной съемки». Она попросту отключит вспышку, и выставит длительную выдержку, соответствующую освещению. Естественно, штатив (или его заменитель) тут совершенно необходим.

Ночной портрет

Более сложная ситуация: хотим снять портрет на фоне ночного города. Нужно умудриться получить и хорошо проработанное лицо, и не потерять пейзаж вокруг. В режиме «ночного портрета» выдержка устанавливается как и для обычной «ночной съемки» (так что без штатива также не обойтись), но при этом включается и вспышка — настраиваемая по объекту на переднем плане.

Макро

Особый режим, предназначенный для съемки с малой дистанции. В первую очередь он меняет работу автофокуса. Помимо этого, чтобы хоть немного увеличить глубину резкости, может уменьшаться диафрагма (аналогично режиму «Пейзаж»), а зум-объектив переводиться в наиболее широкоугольное положение.

Другие режимы

Помимо перечисленных, в современных камерах вводится еще множество режимов (их общее число сейчас может быть около 20!). В большинстве случаев это скорее маркетинговый ход, чем реальное усовершенствование. От описанных выше дополнительные режимы могут отличаться, например, экспокоррекцией или жестко установленным балансом белого. Вот несколько, на мой взгляд, наиболее полезных.

Пляж/Снег

В некоторых случаях эти два сюжета разделяют, хотя, по сути, и в той, и в другой ситуации вводится поправка в экспозицию на +1..2 EV. О том, зачем это нужно, я уже писал.

Документ

...находка для шпиона. Или — когда поблизости нет сканера. Действие — «Снег»+«Макро».

[Хм. В моем Olympus E-510 в этом режиме, как оказалось, еще и напрочь отключается вспышка. С одной стороны, понимаю причину: при съемке с близкого расстояния встроенная вспышка может дать неравномерное освещение да еще, возможно, с тенью от объектива. С другой стороны, режим совсем не «шпионский» — в помещении нужен штатив и/или хорошие осветители]

Фейерверк

Установка выдержки, оптимальной для съемки фейерверков — такой, чтобы были видны «трассы» ракет. По некоторым источникам — около 4 секунд. В остальном, аналогично «Ночной съемке».

Думаю, на этом можно и остановиться...

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!