28 декабря 2008 г.

Секреты зимней фотосъемки

Зима — не менее удачное время для получения замечательных снимков, чем лето. Солнце, невысоко поднимающееся над горизонтом, создает более мягкое освещение. Тени становятся длиннее. Лучше просматривается объем объектов. А снег?!..

Не будем упускать это время! Тем более, вот-вот начнутся новогодние каникулы.

Экспозиция

Я уже неоднократно писал, что автоматика камеры определяет экспозицию с расчетом средне-серой сцены. Зимой, при съемке заснеженных пейзажей, она почти наверняка недоэкспонирует кадр, и снег станет серым.

Что делать? Применить коррекцию. Положительную. До 1-2 стопов. И здесь нам очень может помочь гистограмма (и/или индикация «выбитых» светов).

Кстати, в рассветные и закатные часы (а это время самого привлекательного освещения) условия съемки меняются буквально на глазах. Поэтому следить за правильностью экспозиции нужно постоянно.

Примечание. Можно воспользоваться имеющимся во многих камерах программным режимом «Снег», который достаточно точно вводит поправку в экспозицию. К сожалению, при этом мы лишимся творческих возможностей настройки съемочных параметров.

Баланс белого

При съемке снега автоматическая настройка ББ может ошибаться, делая изображение синеватым. Поможет ручная установка или баланс белого по образцу (если в вашей камере есть такая функция). Еще лучше — снимать в RAW, а настраивать баланс уже при «проявке».

Примечание. Опять же, программа «Снег» учитывает эти особенности и позволяет получить лучший результат, чем простой режим «Авто».

Заполняющая вспышка

Из-за высокой яркости снежного фона основной объект съемки может оказаться излишне темным, неконтрастным, лишенным деталей. Зачастую тут может помочь принудительное включение вспышки. Она подсветит затемненные области, сделав снимок более живым. Особенно это полезно при съемке портретов: заполняющая вспышка ослабит тени около глаз и под носом.

Фильтры

Наиболее полезен поляризационный фильтр. Он может помочь убрать ненужные рефлексы и получить более глубокие, насыщенные цвета.

Дайте камере акклиматизироваться!

И выходя на улицу из помещения, и, главное, возвращаясь обратно в тепло, совершенно необходимо дать камере время на выравнивание температуры. Не стоит в это время доставать аппарат из сумки — изменение температуры будет менее резким (а значит, и уменьшится конденсация влаги на деталях камеры). Обычно достаточно потерпеть минут 15 (хотя, конечно, время сильно зависит от разницы температур на улице и в помещении).

Чтобы дополнительно уменьшить влияние влаги я ношу в фотосумке пакетик-другой силикагеля (такие пакетики-влагопоглотители сейчас вкладываются в упаковки и различной бытовой техники, и обуви, и т.п.).

Берегите аккумуляторы от холода...

Электропитание жизненно необходимо для цифрового фотоаппарата. К сожалению, при охлаждении энергия аккумуляторных батарей уменьшается. Поэтому запасные батареи нужно держать не в сумке, а в кармане брюк или рубахи — там, где они будут согреваться теплом тела.

Мало того. В холодный день, подержав аккумулятор некоторое время в кармане, после того как камера показала, что он разряжен, удается сделать еще несколько снимков.

Конечно же, нужно также постараться, чтобы и камера (и «рабочий» комплект аккумуляторов в ней) охлаждались поменьше. Можно, например, засовывать её в перерывах съемки под куртку (пальто, шубу, тулуп...) или же, если камера маленькая — в карман вместе с рукой. (Кстати, все иллюстрации к этой заметке сняты в январе под Псковом при температуре около -20℃ камерой, согреваемой рукой в кармане)

...а саму камеру — от снега

Попадающий на камеру снег может принести не меньше неприятностей, чем дождь. Поэтому в случае снегопада стараемся укрывать камеру (пакетом, чехлом, в конце концов, можно замотать полотенцем...), а попавший на нее снег сразу же убирать мягкой сухой тряпкой (например, платком).

Не забывайте и о себе

Беречь от холода аппаратуру, конечно, необходимо, но и собственном здоровье забывать не стоит. Естественно, одеться нужно потеплее — ради хорошего кадра приходится и стоять подолгу на одном месте, и не прятаться от морозного ветра. Лучше всего «многослойная» одежда на молниях, позволяющая регулировать потери тепла. Верхний «слой» должен быть влаго/ветрозащитным.

Ну, а в самом сложном положении у фотографа зимой находятся руки и — при съемке зеркалкой — лицо. Для рук нужны перчатки — достаточно тонкие, чтобы не мешали пользоваться органами управления камеры. А чтобы не примерзнуть к видоискателю (это только звучит смешно!) может помочь резиновый наглазник.

Кстати о руках. Если руки всё же замерзли, быстрее всего отогреть их можно, засунув... в штаны (не в карманы, а именно внутрь, спереди). Проверено службой в Забайкалье ;)

И еще. Если пользуетесь тем или иным металлическим оборудованием, постарайтесь чем-то закрыть его поверхность от непосредственного контакта с телом. Например, надев на ножки штатива пластиковые трубки или обмотав их изоляционной лентой.

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!