19 декабря 2008 г.

Скоро Новый Год...

Декабрь — замечательный месяц, когда можно снимать яркие праздничные украшения. Одни из наиболее привлекательных и одновременно наиболее сложных объектов — новогодние гирлянды. Есть множество приемов, позволяющих сфотографировать манящие цвета, яркий блеск и мерцание. Давайте выберем наиболее подходящие для нас и наших камер — и получим максимум от этого чудесного праздничного сезона.

Время

Лучшее время для съемки новогодней иллюминации на улице — сумерки ясного дня. При этом естественное освещение уже таково, что огни гирлянд выглядят яркими. Темно-синее небо становится эффектным фоном. Разница же яркостей ламп и окружающих предметов не слишком велика (помним об ограниченности динамического диапазона матрицы).

Экспозиция

В большинстве случаев, такие объекты как ёлочные гирлянды или свечи мы снимаем в условиях слабого освещения. Однако, это один из тех случаев, когда вспышка может только повредить. Поэтому, первое, что нужно сделать, это отключить встроенную вспышку.

Как известно, есть три параметра — чувствительность, выдержка и диафрагма, выбор определенной комбинации которых нужен для получения оптимальной экспозиции. Как же быть в нашей сложной ситуации съемки яркого объекта при слабом окружающем освещении?

Высокие значения ISO

Чем выше устанавливается значение чувствительности — 400, 800, в некоторых современных камерах 1600, 3200 и даже больше, тем меньше требуется света для получения изображения. Но ценой этому будет повышение уровня шума, особенно заметного в тенях. Они же, что очевидно, в нашем сюжете будут преобладать.

Матрицы и системы шумопонижения постоянно совершенствуются, тем не менее для получения приемлемого качества имеет смысл выставлять чувствительность хотя бы на 1-2 деления ниже максимальной для данной камеры (не мешает заранее проверить уровень «оптимизма» разработчиков, особенно, если речь идет о компакте).

Длительная выдержка

Выдержка — время экспонирования — следующий параметр. При съемке вечером и ночью ее длительность почти наверняка будет измеряться секундами. А раз так, необходимо учитывать эффект смазывания в результате движения камеры и/или объекта съемки.

От дрожания камеры избавиться совершенно необходимо. Лучший способ — использовать штатив. Но часто ли фотолюбители носят с собой штативы? Значит, ищем выход. Если рядом оказалась устойчивая горизонтальная поверхность, расположенная на подходящей высоте, считайте, что повезло. На нее установим камеру и, как и в случае штатива, воспользуемся проводным «троссиком», ИК-пультом или автоспуском. Непосредственно нажимать на спуск не надо — из-за практически неизбежного «толчка» будет потеряно всё преимущество опоры.

Если ничего подходящего не оказалось и выдержка не слишком велика (около секунды), можно сделать попытку в расчете на твердость собственных рук (и стабилизатор, если он есть в камере). Надежда умирает последней... И не забывайте, что чем больше фокусное расстояние, тем сильнее влияние дрожания. Так что пользуйтесь наиболее широкоугольным положением зума.

Теперь, что касается движения объекта съемки. Лампочки с ёлки, конечно же, не убегут. Но вот дерево может качаться. И тут уже ничего не поможет. Кроме выбора погоды.

А еще мимо могут проходить люди (а также кошки, собаки, пролетать вороны и прочая живность). Если выдержка достаточно велика, готовьтесь увидеть на кадре бесплотные расплывчатые образы призраков. Иногда это может сойти за художественный прием.

Диафрагма

Что тут сказать? Открываем возможно шире. И опять-таки, стараемся ставить зум на наименьшее ФР. С одной стороны, при этом у любительской оптики достигается наибольшая светосила (до «быстрых» профессиональных объективов, все равно, далеко, но хоть что-то...). С другой стороны, увеличивается глубина резкости (это более актуально для зеркальных камер — у компактов она даже при полностью открытой диафрагме остается достаточно большой).

Итак: умеренно увеличиваем ISO, открываем диафрагму, закрепляем камеру...

Ах, да. Не очень надеемся на автоматику — сцена у нас явно не «средне-серая». Так что снимаем несколько дублей с разной величиной экспокоррекции. (У Ли Фроста я нашел рекомендацию делать снимки, постепенно увеличивая экспозицию до 2 ступеней от того, что дал интегральный замер) Не помешает и посмотреть на гистограмму.

Баланс белого

Выбор баланса белого при съемке новогодней иллюминации — задача непростая и даже, в значительной степени, творческая. Сцена может быть освещена совершенно разными источниками. От того, какую настройку выберем, будет зависеть ее колорит.

Лампы накаливания (Tungsten)

В большинстве гирлянд используются лампы накаливания небольшой мощности. Поэтому, если выбрать настройку, обозначенную «лампочкой», цвет огоньков будет воспроизведен точно (или будет несколько более теплым). Однако, при съемке на улице в сумерках небо в этом случае приобретет неестественно глубокий темно-синий оттенок (автоматический баланс даст примерно тот же результат).

Дневной свет (Daylight)

Выставив ББ в положение, отмеченное символом «солнца», добьемся более естественного цвета сумеречного неба. А вот лампочки получат оранжево-желтые оттенки.


Зеркальные и некоторые компактные фотоаппараты позволяют не только выбирать из наперед заданных вариантов баланса белого, но и делать собственные настройки, выставляя значение цветовой температуры в Кельвинах или/и плавно изменяя оттенок изображения по двум осям (синий-пурпурный и зеленый-янтарный). Однако подобрать оптимальный вариант, пользуясь маленьким экранчиком камеры достаточно сложно.

В гораздо более выигрышном положении оказываются владельцы фотокамер, сохраняющих снимки в RAW. Этой функцией (если она есть) совершенно необходимо пользоваться, как минимум, в сложных условиях съемки, подобных тем, которым посвящена эта заметка. Ведь при этом задача выбора ББ переносится с момента съемки на время обработки — дома, за компьютером, в спокойной обстановке. Подкорректировать оттенки кадра, сделанного в JPEG, удастся только ценой определенных потерь.

Эффекты

Многие советуют пользоваться «звездными», смягчающими и другими эффектными фильтрами. Нужно ли это — дело собственного вкуса фотографа. Но, к примеру, звездный фильтр дает при аккуратном использовании очень интересный эффект для кадров с большим числом маленьких огоньков. (При неаккуратном — когда светильники намного ярче фона — лучи могут превратить весь снимок в сплошную «решетку»)

Во всяком случае, прежде чем покупать «настоящие» фильтры, можно попробовать производимые эффекты подручными средствами. Например, смягчить рисунок можно, натянув на объектив — пожалуйста, не смейтесь — кусок женского черного капронового чулка. Другой вариант — слегка намазать вазелином (лучше, оставив центр чистым) защитный фильтр. Тот же защитный фильтр и вазелин помогут получить «звездные» лучики, если «пачкать» фильтр двумя полосками крест-накрест.

Только не надо забывать, что всё это ослабляет и так не слишком яркое вечернее освещение.

Фото в заголовке: © Aron Kremer

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!