4 апреля 2009 г.

Режимы вспышки

Закончим, пожалуй, разговор о режимах, которые мы выбираем. На этот раз речь пойдет о режимах вспышки.

Сегодня я только перечислю их и кратко опишу, о правильном применении вспышки речь еще впереди. Да, и сразу замечу, что не всё, что здесь описано имеется в каждой камере.

А в каждой есть, как минимум, автоматический режим  AUTO. В этом режиме вспышка включается всегда, когда камера считает, что существующего света мало. Из всей автоматики эта, вероятно, наиболее «вредная». То есть, конечно, вредна она не сама по себе; вредна вера «человека с фотоаппаратом» в её разумное действие.

Мощность встроенных вспышек очень невелика и реально они могут осветить объект на расстоянии метра в три. Но камера-то еще и укорачивает выдержку... В итоге — «черный квадрат».

И это только одна из причин, вызывающих желание отключить вспышку напрочь. Так что режим «без вспышки» тоже есть практически везде. (Наверное, можно было бы написать не «практически везде», а просто «везде»... Во всяком случае, давненько не приходилось видеть даже самой «мыльной» цифромыльницы, где вспышка бы не отключалась)

Третий режим, без которого мало какой фотоаппарат обходится,— режим подавления эффекта «красных глаз» . Когда он выбран, камера перед основной вспышкой делает одну или несколько предварительных. Они должны заставить зрачки вашей «фотомодели» сузиться. В результате в большей или (чаще) меньшей степени уменьшается яркое красное отражение света в них. Отказываться от такой возможности при съемке людей и животных, конечно же, не стоит. Но и сильно рассчитывать на нее тоже не нужно. (Подробнее о «красных глазах» и борьбе с ними, обещаю, вскоре напишу)

Перейдем теперь к более творческим режимам. Ими, как нетрудно догадаться, располагают уже не всякие камеры.

Заполняющая вспышка . Бывают случаи, когда полезно воспользоваться вспышкой, хотя естественного света, вроде бы, более чем достаточно. Например, ваш объект находится в тени, а фон ярко освещен. Или, еще хуже, приходится снимать против света. В обычном автоматическом режиме вспышка в такой ситуации попросту не включится. А вот заполняющая вспышка включится — и «выведет объект из тени».

«Медленная синхронизация» (Slow Sync)  SLOW по принципу действия сходна с режимом заполняющей вспышки. Точно также затвор отрабатывает выдержку, нужную для правильной экспозиции фона, а вспышка освещает передний план. Но используется этот режим для ночной (или вечерней) съемки.

Если использовать обычный режим  AUTO, при включении вспышки установится короткая выдержка (порядка десятых или сотых долей секунды). Естественно, в таком случае хорошо освещенный объект переднего плана окажется на практически черном фоне. А вот «медленная синхронизация» выдержку не укорачивает — фон будет проработан. Но, конечно же, тут не надо забывать закрепить камеру на штативе.

Интересный эффект получается при ночной съемке ярких движущихся объектов. Например, автомобилей с включенными фарами. Если транспорта на дороге много выходят жгуты причудливых световых линий. Что получится, если использовать медленную синхронизацию? — на снимке будут и трассы от фар, и четкое изображение самого автомобиля. Да вот неприятность: «хвосты» света пойдут впереди машины. И тут на помощь придет синхронизация по второй шторке (Rear Curtain Sync) SLOW2. Здесь сперва отрабатывается длительная — достаточная для фона — выдержка, и только перед самым закрытием затвора запускается вспышка, «замораживая» объект в конце пути.

Интересный эффект может создать стробоскопическая (Strobe или Repeating) вспышка. Несколько импульсов света на одно срабатывание затвора зафиксируют в кадре промежуточные фазы движения объекта. (Объективности ради, ни разу не видел подобного режима у встроенных вспышек)

 

Наконец, Ручной режим FULL, 1/4, 1/16, 1/64. Здесь полностью исключается действие автоматики. фотограф самостоятельно выбирает, будет использована полная мощность вспышки или только часть её. Правильная же экспозиция достигается подбором значения диафрагмы. Понятно, что режим этот наиболее гибкий — но и результат полностью зависит от вашего профессионализма.

Коррекция вспышки

Это не совсем... точнее, совсем не режим работы вспышки, а настройка. Настройка, очень полезная во всех автоматических режимах. Также как экспокоррекция, она позволяет, не отказываясь полностью от услуг автоматики, проявить свою «творческую волю», ослабить или, напротив, усилить подсветку переднего плана.


Вот, с терминами/значками, кажется, закончили. А как всё это использовать, как говорится, в следующих сериях.

В заголовке использован автопортрет Хельмута Геверта (Германия).

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!