23 мая 2009 г.

Панорамные снимки

Бывало ли так, что вы видите впечатляющий пейзаж, хотите сфотографировать — но его ширь просто невозможно уложить в границы кадра? Что же делать?...

Да, выход в использовании панорамного снимка. Когда-то практически единственным способом создать его было использование специального фотоаппарата. Например, как изображенный в заголовке выпускавшийся в Советском Союзе «Горизонт» с вращающимся объективом. Ради редких случаев особое устройство... Дорогое удовольствие!

Цифровая эра всё изменила. Нет, конечно, для профессионалов панорамной съемки, по-прежнему, выпускаются специализированные камеры. Но теперь съемка панорам доступна и любителю с почти любым фотоаппаратом.

 

Но, естественно, придется приложить некоторые усилия. Нам понадобится, во-первых, отснять серию последовательных кадров, а во-вторых, «склеить» её в один большой снимок.

 

Что понадобится для съемки?

В первую очередь, фотоаппарат. Как я уже написал, почти любой. Проще, конечно, если в нем уже предусмотрен режим съемки панорам. Где-то он реализован более удобно, где-то менее (лично мне нравится, как это делает Canon). Но если его и вообще нет, это не так уж и страшно. Просто придется быть более внимательным. Единственное, без чего съемка панорам практически невозможна — полностью ручной режим экспозиции (M).

 

Это необходимо, чтобы все части панорамы были сняты с неизменной выдержкой и диафрагмой. Иначе процесс «склейки» серьезно усложнится, а то и станет практически невозможным. Нужно также выбрать погоду, чтобы за время, нужное для съемки всей серии кадров, условия освещения оставались неизменными.

Итак, замеряем экспозицию (пользуемся, скажем, режимом приоритета диафрагмы — А), запоминаем значения выдержки и диафрагмы. Скорее всего, придется сделать несколько замеров в разных частях будущей панорамы (или даже пробные кадры — благо, цифровая камера позволяет нам экспериментировать столько, сколько нужно). Переключаемся в ручной режим (M), выставляем измеренные значения. Не меняя их, «отщелкиваем» всю серию кадров.

Баланс белого тоже нужно выставить не на «Auto», а на одно из фиксированных значений.

 

Важно при этом, во-первых, вращать камеру строго в горизонтальной плоскости (или в вертикальной, но такие панорамы используются чрезвычайно редко). Во-вторых, не забываем, что кадры должны достаточно сильно перекрываться (лучше потратить лишние кадры и дополнительное время на «склейку», чем обнаружить, что собрать панораму невозможно). В-третьих, для правильной стыковки отдельные кадры придется смещать и, зачастую, довольно сильно деформировать; при этом существенная часть изображения сверху и снизу будет в итоге срезана. Так что по вертикали (для вертикальной панорамы — по горизонтали) нужно делать достаточно большой запас. Чтобы получить большее разрешение итогового изображения, можно попробовать собирать горизонтальную панораму из вертикальных кадров (и наоборот).

 

Конечно же, наиболее качественно это можно сделать с помощью нескольких приспособлений:

  • Штатив с панорамной головкой. Для нас — фотолюбителей — тут, как обычно, нужен компромисс. Подойдет штатив с жесткой фиксацией ног и не шаровой, а 2D (или 3D) головкой, желательно6 с удлиненным рычагом. Среди любительских штативов такие чаще встречаются среди «штативов для видео»
  • Уровень. Позволяет точно выставить горизонтальность плоскости вращения. Может быть встроен в штатив. Выпускаются также уровни, вставляющиеся в «башмак» вспышки.
  • Тросик или пульт дистанционного управления.

Если же ничего, кроме самой камеры, под руками нет, попробуем сами сыграть роль «штатива». Прижимаем аппарат к себе (пользуемся не экранчиком, а оптическим видоискателем) и поворачиваемся, насколько возможно, вокруг точки, находящейся под носками обуви. Другой вариант (именно его я использовал, снимая пример из этой заметки): руки с зажатой в них камерой опираются локтями — это и будет «ось» — на парапет смотровой площадки и, насколько возможно, сохраняют при вращении вертикальное положение.

Второй — «лабораторный» — этап работы. Склейка панорамы. При достаточной аккуратности это можно сделать и с помощью обычного редактора: Photoshop, Photoshop Elements, GIMP. Но удобнее использовать специализированное ПО, автоматически выполняющее геометрическую коррекцию кадров и их совмещение. Таких программ довольно много: hugin (Open Source; Win, Mac, Linux), Autopano Pro (99 €; Win, Mac, Linux), PanoramaPlus (£39.99; Win), Calico Panorama ($39; Mac), DoubleTake (€17.95; Mac) и др. Производители камер с панорамным режимом включают утилиты собственной разработки в комплект. Это, например, Canon Photostitch (Win, Mac).

Я, в данном случае, воспользовался DoubleTake, а затем доработал полученный результат в Photoshop Elements.

  

Комментариев нет:

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!