25 октября 2009 г.

Магия заката


Golden hour — золотым часом — называют это время по-английски...

И, хотя этот оборот нередко переводят как «счастливое время», для фотографии, по-моему, дословный вариант подходит как нельзя лучше.

Посмотрите, как меняется пейзаж благодаря особому характеру освещения. Красновато-золотистый оттенок приобретает и трава, и деревья, и стены строений. Необычные насыщенные цвета, идущее как бы изнутри свечение — всё это создает какую-то сказочную атмосферу. Отсюда и еще одно название — «волшебный час» (magic hour).

Но что же это за время?

Вообще, чем ближе солнце к горизонту, тем больший путь его лучи проходят в атмосфере. Свет сильнее рассеивается, освещение становится более мягким. Поскольку сине-голубые лучи поглощаются сильнее, всё явственнее преобладает красно-оранжевая часть спектра. Но поистине «золотым» освещение будет, когда солнце находится чуть-чуть выше или чуть-чуть ниже горизонта (Некоторые источники пишут даже более конкретно: угловое расстояние должно быть не более 6°).

«Ну, вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»— уже подумали некоторые читатели. Не волнуйтесь, я не сошел с ума и не собираюсь предлагать фотолюбителям, собирающимся поснимать на природе, заняться астрономическими расчетами. Есть масса доступных источников, где можно узнать время захода солнца,— от отрывных календарей до «погодных» сайтов. Примерно полчаса до и после этого времени — вот вам и «золотой» час.

Если же вы любите точность, есть в Сети замечательный ресурс — Калькулятор «золотого часа». Выбираем нужную точку на карте мира и день года в «календаре» (квадратики в нижней части окна — это именно он). Получаем картинку, где отмечено время дня и ночи, а также интервалы «золотых часов». Точное время восхода и заката также будет показано (только будьте внимательны: во-первых, по умолчанию, время указывается по Гринвичу, нужно переключить на локальное; во-вторых, как я сегодня заметил, возможна ошибка из-за не учтенного вовремя перехода на зимнее/летнее время — DST).

***

Иногда можно встретить утверждения, что «золотые часы — наиболее подходящее время для фотосъемки». С этим можно поспорить: лучшее время то, когда свет более всего соответствует замыслу фотографа. И на этот замысел — в определенных ситуациях — вполне может играть и «неправильное» жесткое освещение в околополуденное время, и ярко-синее небо. Как вы думаете?

***

Одно важное замечание. Снимая при естественном освещении мы всегда зависим от природы. Но если в середине дня, упустив подходящее облачко, еще вполне можно дождаться другого, то в предзакатные минуты каждое мгновение неповторимо. Освещение — а с ним и вся картина — меняется буквально на глазах. Так что, выходя на съемку в это время, запасайтесь полностью заряженными аккумуляторами и ёмкими карточками. И не экономьте кадры: пусть потом 95% будут удалены, но зато не будет упущен тот единственный, который можно будет с гордостью показывать друзьям и знакомым.

PS. Предупреждая вопрос «А чего это заметка названа магией заката, если такое же освещение бывает и на восходе», могу заметить одно. Я много видел людей, бродящих с фотоаппаратом в руках вечерами. Но вот те, кто готов в выходной день выбраться из постели с утра пораньше, встречаются куда как реже. Так что астрономия астрономией, а подавляющее большинство «золотистых» снимков делается всё же на закате.


Сделайте книгу профессионального качества с вашими собственными фотографиями!

Мягкая глянцевая обложка, безграничные возможности внутреннего оформления и Ваши впечатления – вот основа небольшой главы семейного фотоархива.

Фотокнига в мягкой обложке (40 страниц) — от 319 рублей.


5 комментариев:

Wal комментирует...

Доброе время суток, Михаил.
У меня не столько комментарий, сколько вопросы.
Может разъясните (как у вас обычно получается - просто и с примерами) про назначение и особенности серийной съёмки? Особенно непонятен момент: зачем камера делает, скажем, 12 кадров, а в память пишет только 4 первых/последних?
Ещё возникла следующая проблема: купил себе мыльницу FUJIFILM F200EXR. Как оказалось, аппарат более-менее нормально снимает только в ручных и полуручных режимах (автомат отдыхает наглухо). Не могли бы Вы поподробнее рассказать про "магические" (по крайней мере пока для меня) цифры типа F9 F3,3 +1/3 -2/3. А то размытые определения на большинстве сайтов типа значение экспозиции, диафрагменное число и т.д. большой ясности не вносят. Что и как выставлять? Или может подскажите ресурсы, где это нормально описано. Заранее благодарен и спасибо за простой, интересный и доступный материал. Удачи. Валерий.
P.S. Кстати, как там книга Мрачковского? Нашли в ней что-то полезное?

Михаил К комментирует...

Про серийную съемку напишу в скором времени (и о том, что и почему делается в Вашей камере с 3 (12) первыми/последними кадрами серии).

Что Вы имеете в виду под словами «более-менее нормально снимает в полуручных режимах»? Что происходит при съемке в полностью автоматическом режиме и в «полуручных»?

Про «магические цифры», видимо, тоже придется написать отдельную заметку — в комментарии подробно и с примерами не получится.

Потерпите несколько дней?

---
А что касается книги Мрачковского... Читается довольно приятно. Ну, а каких-то особых откровений я от нее и не ожидал. Понятно, что это в бОльшей степени беллетристика ;-)

Анонимный комментирует...

При съёмке в автомате аппарат позволяет ограничить ISO на уровне 400 и всячески стремится выставить максимальное значение. Снимки получаются зернистыми и шумными. Даже мой неискушённый взгляд режут. На программных режимах ("портрет", "ландшафт", "ночь" и т.д.) ISO выставляется полностью автоматом и тут может быть и 800, и 1600, и соответствующее качество снимков.

В ручных режимах и режиме EXR есть возможность ограничить ISO шагово (100, 200, 300 и т.д.), установить баланс белого как вручную, так и автоматом, и из программ, задать режим фокуса и вспышки и т.д. В этом случае и снимки получаются качественные для такого фотоаппарата.

Но если в режиме EXR всё достаточно просто, то при съёмке в ручном режиме надо ещё выставлять выдержку и диафрагму! Не имея опыта (и гистограммы тоже), выставить правильно экспозицию получается раза с 8-10, а такой процесс фотосъёмки несколько утомляет....

С надеждой на Вашу помощь, Валерий.
P.S. Всё время забываю свои пароли, поэтому сегодня я анонимный читатель-писатель :)

Михаил К комментирует...

А если попробовать переключиться в программный режим? (Р) Обычно для него есть возможность использовать фиксированные значения ISO. Или в режим приоритета диафрагмы (на вашем аппарате, судя по инструкции, это то же самое положение Р «колеса», а уже через меню выбирается «А - приор. диафр.»). Я, например, почти всегда пользуюсь именно этим режимом.

Кстати, опять же, судя по инструкции, для ручного режима там есть индикатор отклонения от оптимальной (по мнению автоматики аппарата) экспозиции — на картинке нарисован в правом нижнем углу дисплея. Не знаю, конечно, насколько он информативен «в реальной жизни»...

Анонимный комментирует...

Спасибо за советы, Михаил. Продолжаю экспериментировать. Может кому интересно и полезно будет - результаты такие:
полный автомат - результаты весьма средние, но для неискушенного фотографа вполне приемлемые. Разве что в этом режиме аппарат не любит искусственное освещение, особенно люминесцентное.
Программные режимы ("Портрет", "Ландшафт" и т.д.) - полный отстой.
Режим EXR AUTO - задранное ISO и как результат шумные снимки.
Режимы EXR HR и EXR SN при ISO 100 для фотоаппарата такого класса просто отличные снимки.
Баланс белого неплох как автомат так и из предустановок. Шумодав лучше выключить - без него шумов меньше :).
В последних режимах можно играться диафрагмой. По моим наблюдениям если её чуть прибавить (от предложенной аппаратом до +2/3 или+1) хуже не будет!
Аппарат весьма компактный, но на удивление тяжёлый - карман оттопыривает здорово. Весьма шустрый как на включение, так и на запись снимков.
В районе аккумулятора заметно греется при долгой работе (проверил - греется не аккумулятор). Так что для снижения шумов самой матрицы лучше работать короткими сериями, не допуская заметного нагрева аппарата.

Продолжаю экспериментировать с режимами. Терпеливо жду статью про серийную съемку. Ну и про экспозицию, плиз, не забудьте.

С наилучшими пожеланиями, Валерий.

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!