Те, кто давно занимается фотографией, вероятно помнят среднеформатные камеры с кадром 6х6 см (среди них были и самые что ни на есть любительские — даже по названию). Снимая таким, не приходилось задумываться о расположении кадра...
...правда, отпечатки квадратного формата делали не часто. Но большая площадь кадра (по сравнению с «узкопленочным» 24х36 мм) позволяла выполнять довольно сильное кадрирование, не особо беспокоясь о потере качества.
Пользуясь камерами с «традиционным» прямоугольным форматом кадра, выбор между его горизонтальным и вертикальным расположением приходится делать непосредственно в момент съемки. Несмотря на рост «мегапиксельности» современных матриц, щелкать абы как в надежде потом обрезать всё равно не стоит.
Как же выбрать то или иное положение?
Надо сказать, начинающие фотолюбители нередко «освобождают» себя от этого вопроса — они попросту всегда держат камеру горизонтально. Неужели не догадываются, что ее можно повернуть на 90°?
Во-первых, едва ли не основную роль играет сюжет. Это проявляется даже в английских названиях ориентаций кадра: Portrait (кто-нибудь сомневается в переводе?) и Landscape (ландшафт, пейзаж). Вот только значит ли это, что портрет необходимо снимать именно на вертикальный формат, а пейзаж — исключительно на горизонтальный? Нет, конечно.
Но об этом — в другой раз. Сегодня обратим внимание на другое. Человеческое зрение — хитрая штука. Всем, вероятно, когда-то попадались забавные картинки, «обманывающие» его. Так вот, формат снимка тоже, помимо всего прочего, меняет восприятие геометрических размеров объекта.
Перед вами два снимка галереи старинного здания (будете в Суздале — заходите в Спасо-Ефимиевский монастырь...). Оба сделаны в одно и то же время, с одной и той же точки, при одном и том же положении зума. На всякий случай — для особо недоверчивых — в начале заметки иллюстрация, полученная наложением этих самых картинок (если присмотреться, можно заметить маленькие расхождения — мои руки всё-таки не штатив).
И что же мы видим? На первом кадре — длинный, довольно высокий и при этом узкий коридор. Пространство дополнительно «растянуто» за счет широкоугольного (ЭФР 28 мм) положения объектива.
Теперь повернем кадр. Р-р-р-аз — и...
Коридор обернулся открытой галереей (слева стало видно пространство над перилами). Длина стала меньше — это сократилась попадающая в поле зрения часть пола. Зато вытянутый по горизонтали формат подчеркнул уже не высоту, а ширину объекта съемки. И его кажущиеся пропорции стали совсем другими.
Конечно, влияние формата кадра не столь велико, как горизонтальных или вертикальных полосок. Но тем не менее, компонуя снимок, и о нем не стоит забывать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий