12 декабря 2009 г.

«Загадочные» числа - 4

Завершаем разговор о «загадочных числах» — параметрах экспозиции. Сегодня речь пойдет про экспокоррекцию...

Современный фотолюбитель в большинстве ситуаций так или иначе пользуется автоматикой установки экспозиции. Либо полностью полагается на ее действие (в режиме AUTO), либо «подсказывает» ей тип сюжета (выбирая сюжетные программы: портрет, пейзаж, спорт и т.п.), либо принимает еще более активное участие (режимы P, A, S) — но сколько именно света попадет на матрицу, определяет, в конечном счете, автомат. И это правильно. Случаев, когда есть серьезные причины перейти в полностью ручной режим (M), не так много.

Но «компьютерный разум» наших камер не столь совершенен, чтобы понять все особенности сюжета. Тем более, он не в состоянии понять замысел фотографа. Автоматика просто старается подобрать экспозицию так, чтобы изображение в целом (или участок, по которому выполняется замер) вышло «средне-серым».

Но попробуем снять темный предмет на ярком фоне. Случай, между прочим, чрезвычайно распространенный — дневное небо почти наверняка оказывается существенно ярче снимаемого на его фоне объекта, и если оно занимает большую часть кадра... Да. Именно так. Камера подстроится, чтобы фон вышел средне-серым, а сюжетно важная часть выйдет практически черным силуэтом.

Устроит ли нас это? Нет, а что делать? Вот тут-то на помощь и приходит коррекция. Внесем положительную поправку, увеличив таким образом яркость изображения.

Заметьте, что при этом мы не отказываемся от автоматики, а как бы подсказываем, что для нашего сюжета требуется несколько большая экспозиция. Если во время съемки общее освещение будет меняться — облако проплыло или еще что — автоматика соответствующим образом среагирует, но поправка останется.

Конечно, улучшив таким образом проработку снимаемого объекта, мы одновременно «выбелим» фон. И это во многих случаях (да с тем же небом!) не очень-то хорошо. Поэтому лучше постараться выровнять яркости за счет, например, заполняющей вспышки или отражателя.

Обратная ситуация. Сюжет на черном (или просто очень темном) фоне. Неужели нам понравится, если камера превратит его в серый? Значит, вновь нужно прибегнуть к экспокоррекции. Но теперь — к отрицательной, уменьшающей количество света, попадающего на матрицу. Соответственно, делающей снимок темнее.

Света при этом проработаются намного лучше. В том числе, наиболее яркие участки, которые в ином случае могли получиться «выжжеными» (т.е. чисто белыми, лишенными полутонов — и какого-либо рисунка).

Ну, а выражается величина вносимой поправки в единицах EV. В зависимости от выбранного режима 1EV («один стоп») может обернуться изменением выдержки вдвое или в √2 раз — диафрагмы. Но и то, и другое на экспозиции отразится совершенно одинаково — двукратным увеличением/уменьшением света, достигшего матрицы.

Для более точной компенсации в современных камерах шаг изменения выбирается в 1/3 или 1/2 EV. Максимальная же величина обычно ±2 EV (иногда больше). На практике значения превышающие 1 EV (в любую сторону) требуются нечасто.

Подведем короткие итоги.

Основные ситуации, требующие экспокоррекции
  • Темный объект на ярком фоне — коррекция положительная.
  • Светлый объект на темном фоне — коррекция отрицательная.
  • Пейзаж, если небо несущественно — коррекция положительная.
  • Восход/закат и т.п. снимки, где небо является сюжетным центром — коррекция отрицательная.
  • Источник света в кадре, снег, пляж — коррекция положительная.
  • Нужно подчеркнуть белизну объекта — небольшая положительная коррекция.
  • Нужно получить глубокий черный (темный) цвет — небольшая отрицательная коррекция.

Предвижу вопрос: «Положительная... отрицательная... А какое именно значение выставлять?» Тут, к сожалению, готовых рецептов дать невозможно. Собственный опыт. Пробы. В конце концов — несколько снимков с разной коррекцией (вручную или воспользовавшись функцией брекетинга, если она есть в вашем фотоаппарате).

Полезно научиться пользоваться гистограмой. Кроме того, здорово помогает быстро определиться с коррекцией функция индикации пере- и недоэкспонированных зон, имеющаяся в ряде моделей камер. Если ее включить, такие зоны при просмотре снимков выделяются мерцанием и/или ярким цветом.

Соответственно, вводя положительную или отрицательную экспокоррекцию, нужно следить, чтобы в такие зоны не попали все светлые/темные части изображения.

PS

Профессионалы при определении экспозиции часто пользуются «серой картой» — листом картона, окрашенного в «эталонный» 18-процентный серый цвет. Мы можем воспользоваться самым что ни на есть подручным инструментом. Точнее, самой рукой. Нужно замерить экспозицию по ладони (они не загорают и, по крайней мере, у всех европейцев, имеют очень близкий оттенок), после чего внести коррекцию на +0,5-1 EV. Не забудьте, что нужно переключить экспонометр камеры на точечный замер, иначе в измерении будет участвовать не только ладонь, а всё, что попало в кадр.


Надеюсь, мне удалось немного объяснить значение «загадочных» чисел. Остались вопросы?— Пишите!


Вы не забыли подготовить подарки к Новому Году?
Сервис Netprint.ru — это постеры, календари, брелоки с вашими снимками и многое другое! Порадуйте своих друзей эксклюзивным фотокалендарем. Каждая страница — ваши любимые фотографии!

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!