28 марта 2010 г.

Фотоошибки – 01. Не клонись-ка ты...

А не начать ли нам речь об ошибках зловредных, кои на фотолюбителей начинающих аки тати нападают и силу их снимков богатырскую предательски похищают?...

В общем, будет цикл заметок про наиболее распространенные ошибки и про то, как с ними бороться.

Часто бывает, что фотолюбитель видит привлекательный сюжет, вскидывает камеру, жмет на кнопку... и только уже просматривая кадры вдруг обнаруживает, что столбы, деревья, здания как-то подозрительно кренятся. Конечно, падающие башни есть не только в Пизе. Покосившиеся столбы, тем более, не редкость. Но чтобы все в одну сторону... Да и горизонт... Эх, похоже фотограф завалил кадр.

Что самое неприятное, зритель замечает даже незначительное отклонение горизонтальных и вертикальных линий. Посмотрите на снимок. Видите? Такой наклон уже трудно не заметить. Но велик ли он?

На самом деле, подготавливая иллюстрации, я повернул этот кадр всего на 2 градуса! Так что рассчитывать на то, что завал не заметят, не приходится.

А значит — прежде чем нажать кнопку спуска, нужно обязательно обратить внимание на наклон камеры. И помогут в этом границы видоискателя. Привычка «пробегать» по ним взглядом вообще позволяет избежать целого ряда ошибок. Завал кадра — не исключение. Нужно просто подровнять горизонтальные и/или вертикальные линии объекта по соответствующим сторонам рамки.

Во многих камерах на дисплее можно дополнительно включить сетку, еще более упрощающую выравнивание камеры.

Ну, а если все-таки ошибка допущена? Если между объектом съемки и границами кадра есть достаточное расстояние, а завал невелик, всё поправимо.

Практически все программы для обработки фотографий (в том числе, Picasa, GIMP и, конечно же, Photoshop) умеют вращать изображение. Вот и поворачиваем его... аккуратненько.. аккуратненько... Чтоб всё встало тютелька в тютельку, включаем сетку. В крайнем случае (вдруг еще существуют редакторы, где нет этой крайне полезной функции?) в роли «линейки» может выступить, к примеру, прямоугольное выделение или... окно любой другой программы.

Естественно, при повороте появляются белые уголки. Их — вместе с частью фотографии (именно поэтому нужно, чтобы был запас у границ кадра) — нужно срезать. Заодно, возможно, немного подправим и композицию.

Конечно же, при такой «операции» мы потеряем некоторое количество «мегапикселей». Но это, чаще всего, не страшно. Разрешения практически любой современной камеры хватает для печати на формат А3, причем, с запасом. Вы часто печатаете снимки такого размера?

Ну, вот. Сравните, что в итоге получилось. Слева — заваленный кадр, справа — он же, но после поворота и кадрирования.

Но, между прочим, можно и сознательно «завалить» горизонт. И это уже будет не ошибка, а совсем даже наоборот — художественный прием. Он зачастую используется, чтобы придать динамики казалось бы совершенно неподвижному по своей сути объекту.

Только не стоит пытаться объявлять художественным приемом свою ошибку ;-) Не выйдет. Чтобы наклон заиграл, он должен быть достаточно большим — уже не 2-3, а градусов 20.

К тому же, любой прием хорош, если применен к месту, вписывается в идею и композицию фотографии...

 

На сегодня всё. Следующие заметки цикла будут появляться по мере подготовки иллюстраций...


Дистанционная фотошкола «Фотокурсы.ру» подготовила новый фотокурс для начинающих «Композиция в фотографии». За три месяца Вы сможете освоить принципы построения кадра, а значит сможете делать интересные фотографии, какая бы техника не оказалась у Вас в руках.

Жители Москвы могут также принять участие в очных учебных однодневных турах: «Съемка на территории архитектурного ансамбля + виды с набережной р. Москва + ночная фотосъемка» (17 апреля)и «Ночная Москва» (24 апреля).

Не забудьте: читатели блога могут получить 5-процентную скидку на любой курс/мастер-класс, если укажут в форме заказа кодовое слово — «метеор» (без кавычек).

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!