На днях ко мне обратился Александр, один из читателей блога, с просьбой посмотреть его снимки и определить наиболее характерные ошибки.
С его разрешения публикую свой ответ с небольшими изменениями.
Итак, о фотографиях. Первое, что мне бросилось в глаза, это то, что на очень многих снимках основной объект оказывается практически точно по центру. Наши заокеанские коллеги очень справедливо говорят о нём "dead center". Зритель утыкается взглядом в этот центр, там и «умирает». Нам же нужно заставить взор двигаться по кадру. Значит — уводить его в сторону. В идеале, еще до нажатия на кнопку спуска камеры. Однако, нередко можно попытаться «спасти» фотографию при обработке с помощью простейшей операции — кадрирования.
Вот я тут попробовал поработать с некоторыми снимками.
Цветок лежит практически точно на оси кадра, при этом «смотрит» влево вверх. Там и нужно дать ему место для «взгляда» — слева и сверху. Пространство справа — пустое, ненужное. Его безжалостно удаляем. К сожалению, верхняя граница кадра упирается в лепестки цветка, да еще какой-то предмет создал «полурамку», «наезжающую» на края лепестков.
Поэтому я решил [это мой взгляд, отнюдь не истина в последней инстанции] прибегнуть к очень жесткому кадрированию. И, все же, пришлось слегка заретушировать оставшиеся в кадре детали мебели (поверхность стола можно было и оставить). Вот так:
У другого цветка места вокруг гораздо больше:
Поэтому сместить его с центра можно с меньшими потерями (цветка ;-)):
А вот снимок заката.
Горизонт делит кадр на две почти совершенно равные половинки. Вдобавок и солнце оказалось почти по центру кадра. Будем резать. Земля/вода явно интереснее неба — оно безоблачное и в верхней части кадра почти ровного цвета.
Так что подрезаем верх и, заодно, приближаем правую границу к солнышку:
Ну, и еще один пример.
Хороший момент. Отличное мягкое освещение. Но кадр явно «валится» на левый край: проведите вертикальную ось — справа нет абсолютно ничего, что могло бы уравновесить объекты слева.
И еще вспомним правило: снимая человека, животное, автомобиль и т.д., оставляем «место для движения» (или для взгляда) спереди. Исключения бывают... но не в нашем случае.
Поэтому я решил поступить с этим снимком самым жестоким образом: уполовинить, убрать вообще всю правую половину. Смотреть там почти не на что (жалко только пальцев левой руки), заодно исчезнут «хвостики» тесемки, на которой висит крестик. Вот, приблизительно, так:
Вот, с первой частой ошибкой, надеюсь, разобрались. Правится, как видите, во многих случаях достаточно легко (но лучше, повторюсь, избегать её еще при съемке).
Ну, и раз сказал, что из правила «свободное место — спереди» бывают исключения, нужно приводить примеры...
Чаще всего это фотографии, на которых мы подчеркиваем, что дальше пути нет: человек в тупике, зверь в клетке...
Другой случай — когда направление движения вот-вот изменится. Например, гонщики заходят на вираж (причем, в кадре есть часть трассы или другие признаки, однозначно показывающие на будущее направление). Вот в этом снимке, по-моему, тоже композиция подчеркивает, что через мгновение танцор резко развернется и...
Фотографии, за исключением особо отмеченной, © Александр Пузанов.
3 комментария:
Спасибо! Как просто, оказывается, улучшить снимок! Обрезал лишнее - и всё!
Так и в средние века: брали большую глыбу мрамора, отбивали "лишнее" и получалась "Пиета"!
БУДЕМ УЧИТЬСЯ! Рувим
Очень полезная статья!
Спасибо.
Спасибо! Действительно все просто, если знаешь как это делается. Дело в том, что все теоретические выкладки можно найти и в интернете. А вот что необходимо сделать с фото, чтобы это было-бы похоже действительно на фото, что-то я не видел.
А вообще действительно есть похожие уроки?
Владимир.
Отправить комментарий