17 октября 2010 г.

Зверские портреты

В конце сентября, пользуясь последними теплыми днями, я отправился в Московский зоопарк. С точки зрения фотографа, условия съемки зверья тут средние между работой с домашними «фотомоделями» и дикими в их естественной среде...

Вряд ли фотолюбителю, пользуясь любительской аппаратурой, удастся запросто заснять отдыхающего тигра в природных условиях — персонаж может очень критически отнестись к творческим задумкам нежданно вторгшегося на его территорию фотографа.

Зато в зоопарке, из-за толстого стекла, можно спокойно провести «фотосессию». Жаль только «модель» обычно не склонна позировать. В этот раз тигр вообще предпочел мирно дремать на солнышке, лишь изредка лениво открывая глаза.

Поэтому приходится терпеливо дожидаться удачного момента. Вот, например, пока эта лесная «кошечка» сказала: «А-а-а!».

Заметьте: как и в случае тигра, съемка велась через ограждение. В первом случае это было стекло (не слишком чистое), а здесь — сетка. Тем не менее, по фотографиям создается впечатление, что никаких преград нет. Это достигается за счет малой глубины резкости. Если мы фокусируемся на достаточно далеком предмете, всё, что находится рядом с объективом, очень сильно размывается и становится практически неразличимым. Хотя, конечно, влияние остается. Как его уменьшить, я уже однажды писал.

К счастью, есть и такие вольеры, что отделены от людей только рвом либо решеткой со сравнительно редкими прутьями, между которыми вполне помещается объектив. Вот тут-то можно спокойно выбирать интересные сюжеты, не отвлекаясь на борьбу с помехами в кадре.

При определенной доле терпения (и, конечно же, везении) можно заснять и задумавшуюся о чем-то макаку...

...и любопытно наклонившего голову козленка, и еще много занимательных «портретов».

Конечно, для съемки зверя крупным планом даже в зоопарке потребуется объектив с большим фокусным расстоянием. Мне здорово помогает Zuiko Digital ED 70-300/4.0-5.6. Эффективного фокусного расстояния, достигающего 600 мм оказывается обычно более чем достаточно (Хотя, конечно, светосилу иногда хочется побольше... Но это уже совсем другие деньги, да и совсем другой вес). Именно этот объектив я ставлю на камеру, если собираюсь снимать зверьё.

А еще — переключаю фотоаппарат в режим серийной съемки и, обычно, следящего автофокуса. Только не надо забывать, что большинство камер (E-520 — не исключение) не подстраивают фокусировку в ходе серии. То есть, если животное приближается или удаляется от вас, следящий автофокус не спасет от «ухода в нерезкость» при длинной серии.

Ну, и не забываем, что при съемке с телеобъективом гораздо сильнее сказывается дрожание рук. ЭФР=600, значит при съемке с рук выдержка должна быть короче 1/600 с. Это, конечно, ориентировочно. Кому-то лучше начинать с 1/1200 с. При включенной стабилизации можно, наоборот, удлинить её на 1-2, а то и три стопа.

Очень полезным может быть тот или иной штатив. Не обязательно «классическая» тренога. Это может быть и монопод. Даже приспособление, опирающееся на вашу же грудь (существует несколько их типов), может заметно добавить устойчивости.

Но о штативах — как-нибудь в другой раз.

PS. На фотографиях: белый тигр, рысь, японский макак и винторогий козел.


До 19 октября в Netprint — 30-процентная скидка на фотоигрушки, фотокружки и некоторые другие фотосувениры.

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!