9 января 2011 г.

Зачем нам ручная фокусировка?

Минули времена, когда наводить на резкость можно было только вручную. Сейчас любая самая дешевая фотокамера умеет фокусироваться автоматически. И тем не менее, даже у «продвинутых» компактов, не говоря об ультразумах и, тем более, зеркалках, обязательно есть возможность перейти в режим «Manual Focus». Зачем же это нужно?..

Попробуем перечислить ситуации, когда ручная фокусировка полезна или даже необходима.

  • Слабое освещение. Для большинства камер автоматическая фокусировка в таких ситуациях — непростая задача. На короткой дистанции в той или иной мере может помочь подсветка автофокуса. Но зачастую мы имеем процесс долгого (и не слишком успешного) дерганья объективом. В ручном же режиме мы можем навестись на нужную дистанцию (по шкале, если она есть, или с помощью фонарика) — и спокойно сделать снимок.
  • Фейерверк. Тут нужна просто настройка на бесконечность. И мы сможем открыть затвор точно в нужный момент — без задержек на попытки автоматически сфокусироваться (экспозиция тоже выставляется вручную).
  • Пейзаж и другие случаи, когда нужно резко изобразить максимальное пространство. Тут, конечно, оптимальный вариант — шкалы метража и глубины резкости. На современных любительских объективах этого мне встречать не приходилось. А жаль. «Поймать» гиперфокальное расстояние оказывается очень непросто. На компактах, правда, выручает огромная ГРИП... ;-)
  • «Творческая фокусировка». Бывает, что замысел фотографа требует, чтобы резкими оказались вовсе не те объекты, на которые ориентируется автоматика. На зеркалке тут во многих случаях можно справиться, воспользовавшись одной точкой фокусировки. На компактах, даже если есть выбор зоны фокусировки, она все-таки, слишком велика, и на что решит навестись автоматика — плохо предсказуемо.
  • Быстро движущийся объект. Да, следящий автофокус существует. Как минимум, в зеркальных камерах. Но, если речь идет, к примеру, об автогонках, совершенно не факт, что объект будет в поле зрения вашей камеры достаточное время. Гораздо надежнее предварительно навести резкость на определенное место трассы, а когда автомобиль окажется «в прицеле», просто нажать на спуск. При отключенной автоматике камера сработает практически мгновенно.
  • Макросъемка. Тут проблема, в первую очередь, в очень малой глубине резкости. Значит, наводиться нужно по строго определенному участку кадра. Вариант «зафиксировать фокус, затем перестроить кадрирование», сплошь и рядом используемый при обычной съемке, здесь не подойдет — при перемещении кадра мы неизбежно собьем фокус. Еще хуже, если объект съемки — какой-нибудь жучок-паучок, не склонный смирно вам позировать. Выход — переключиться на ручную фокусировку, выставить ее на небольшую дистанцию и... больше не трогать. А затвор спустить, когда насекомое «вползет в зону резкости».
  • Уличная фотосъемка. Тут ручной фокус может помочь исключительно при наличии шкалы на объективе и хорошего глазомера у фотографа. Надеюсь, понятно, что делать, зачем и как? ;-)
  • Панорама. Для успешного склеивания частей панорамного снимка необходимо, чтобы они были сняты «как один кадр» (хотя современные программы и могут скорректировать довольно сильные отклонения). Стало быть — всю автоматику на время съемки серии надо отключать.
  • И совсем очевидная ситуация. Если мы пользуемся объективом, не работающим с автофокусом (Естественно, этот случай касается только зеркальных и гибридных камер). Это не только старые объективы, оставшиеся с «неавтофокусных» времен. Вам в руки вполне может попасть и современный зеркальный супер-телеобъектив (с фокусным расстоянием полметра, а то и метр — они, кстати, говоря, довольно дешевые) и что-то специальное, вроде Lens Baby...

Интересно, а есть ли еще какие-либо идеи, где мы можем столкнуться с необходимостью фокусироваться вручную? Жду отзывов!

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!