Светофильтры — одни из наиболее известных фотоаксессуаров. Сравнительно дешевые, занимающие совсем немного места, при просмотре каталогов — поражающие разнообразием. Поэтому не удивительно, что фотолюбителю хочется их использовать. Но какие фильтры действительно необходимы? Попробуем разобраться..
1. Ультрафиолетовый фильтр (UV)
Это самый простой и наиболее часто используемый фильтр. Из его названия следует, что он задерживает ультрафиолетовое излучение. И это действительно так.
Ультрафиолетовые лучи, особенно когда их доля в дневном свете велика (например, в горах), создают эффект, подобный дымке. Соответственно, накрутив УФ-фильтр, мы сделаем снимки в какой-то степени более четкими.
Но на самом деле, такие фильтры гораздо чаще применяют с совсем другой целью. Они просто защищают переднюю линзу объектива от случайных повреждений. Еще бы. УФ-фильтр на порядок дешевле даже самого дешевого бюджетного объектива. А поскольку это, фактически, просто кусок прозрачного оптического стекла, влияние его на съемку минимально.
Так что многие фотографы (я не исключение), покупают ультрафиолетовый фильтр одновременно с объективом, сразу же накручивают и почти никогда уже не снимают.
Правда, надо заметить, что любой фильтр — это лишний элемент в оптической системе. Два лишних перехода света — воздух-стекло и обратно. Так что какое-то влияние (не в лучшую сторону) он окажет, что называется, «по определению». Поэтому:
а) не экономим на фильтрах, лучше приобретать изделия известных брендов;
б) если мы не в горах ;-) для получения максимальной четкости имеет смысл снять с объектива любые фильтры;
в) не забываем, что поверхность фильтра, по сравнению с передней линзой, выдвинута вперед, а значит шансы словить «зайцев» — даже с блендой — повышаются.
2. Поляризационный фильтр (Pol)
Фильтр дорогой, но незаменимый. Никакой Photoshop не сможет дать тот результат, который достигается съемкой с «поляриком». В чём же дело?
Свет — это электромагнитные волны. Обычно там есть составляющие, у которых колебания происходят в разных плоскостях. Однако, от «блестящих» неметаллических поверхностей отражаются преимущественно составляющие с одной плоскостью поляризации. Если теперь на пути этих волн поставить фильтр, задерживающий волны именно с этой поляризацией — отраженный свет — и только он — будет подавлен.
Таким образом, поляризационный фильтр позволяет «погасить» блики и отражения. Например, сфотографировать то, что находится под водой или за стеклом.
Кроме того, «полярик» очень полезен при съемке пейзажей в летний солнечный день. Получается красивая насыщенная зелень листвы и, что еще более важно, глубокая синева неба. (Только учтите: наиболее ярко этот эффект проявляется, когда солнце от вас сбоку. Если солнце за спиной — никаких изменений не увидите).
Пользоваться поляризационным фильтром не так просто, как ультрафиолетовым. Его оправа крутится, чтобы выбрать нужное направление поляризации. Перед съемкой, глядя в видоискатель, нужно подобрать желаемый эффект. (Для удобства фотографа на оправе фильтра ставится метка — треугольник, как на иллюстрации, точка и т.п.)
Для иллюстрации действия поляризатора я провел эксперимент. Положил на стол у окна глянцевый фотоснимок. Навел камеру под углом. Вполне сознательно сделал всё так, чтобы получились явно заметные блики...
Вот такие.
Прямо-таки, роскошные блики ;-) Местами изображение вообще не видно, да и там, где видно, выглядит не лучшим образом.
Теперь накручиваем поляризационный фильтр. Аккуратно вращаем его и наблюдаем результат. Выбираем оптимальное положение. Снимок....
Voila! От бликов остался только небольшой след в левой части кадра. Для чистоты эксперимента никакой коррекции снимков не делалось.
(Не обращайте внимание на геометрические искажения — для усиления эффекта камера была установлена рядом с фотокарточкой под сильным наклоном к ее поверхности.)
Поляризационный фильтр — средство «сильнодействующее». Так что использоваться должен только тогда, когда необходимо. Во-первых, в зависимости от условий он может не только не повысить контраст и насыщенность снимка, но даже напротив понизить их. Во-вторых, этот фильтр довольно сильно ослабляет свет. Теряется около стопа, а иногда и больше.
А отсюда — еще один вывод. В отличие от ультрафиолетовых, покупать поляризационные фильтры на все свои объективы совсем ни к чему.
Если вы уже освоили азы фотошопа, но не знаете, как развить своё мастерство, обратите внимание на курс «Фотошоп уроки для повышения мастерства», созданный Зинаидой Лукьяновой — автором бестселлера «Фотошоп с нуля в видеоформате».
4 комментария:
А еще есть цветные и эффектные фильтры. Можно было бы и про них написать, кстати...
Конечно, можно. И не только цветные и эффектные.
Поэтому — «Продолжение следует...» ;-)
А, пардон, приписки-то и не заметил=)
Отправить комментарий