29 июля 2011 г.

Как снять сцену, части которой сильно отличаются по яркости

В этом месяце я побывал в нескольких старинных русских городах — недалеко от родной Москвы. Заметки об этом, возможно, появятся (Нужно?). Но сегодня — об одной из ситуаций, возникающих в практике фотолюбителя...

Не так уж редко части сцены, которую нам хочется запечатлеть, существенно отличаются по яркости. Одна ярко освещена, другая — в глубокой тени. При этом хочется, чтобы и светлая часть не превратилась в белое пятно, но при этом и в темной сохранить хорошо различимые элементы. Что же делать?

Замечу: я сейчас рассматриваю случай именно с явно выделяющимися теневой и освещенной частями. Если вся сцена — высококонтрастная, включает объекты с большим диапазоном яркостей, решением может быть технология HDR (High Dynamic Range), требующая специального инструментария — и отдельного разговора (а еще — создающая очень характерные, более или менее неестественные, хотя и очень эффектные фотографии).

Итак, как же быть? Вариантов, очевидно, два.

Первый — сделать два кадра с разной экспозицией. На одном хорошо проработать теневую часть, на другом — освещенную. Ну, а потом — на компьютере — смонтировать из них готовый снимок.

Естественно, при съемке крайне желательно пользоваться штативом. Но, если его нет, а разница яркостей не слишком велика, можно попытаться воспользоваться автобрекетингом экспозиции. Какие в этом случае добавятся проблемы? Во-первых, за время съемки серии ваши руки хоть немного, но сместят камеру. Значит, при «сборке» придется выравнивать кадры — и еще неизвестно насколько хорошо удастся это сделать. Во-вторых, «вилки», которую камера делает автоматически, может не хватить. Допустим, на моем Олике брекетинг дает максимальную разницу в экспозиции всего 2eV. Этого частенько бывает мало.

«Сборку» можно делать вручную. В любой программе, позволяющей работать со слоями и масками слоев. Photoshop, Photoshop Elements, GIMP...

Можно, однако, несколько упростить свою задачу, воспользовавшись автоматизацией. В последние версии Photoshop Elements включен инструмент объединения кадров Photomerge®. Цели такого объединения могут быть разными. Нам сейчас нужно объединение кадров с разной экспозицией — Photomerge® Exposure.

Главное преимущество этого инструмента — автоматическое выравнивание кадров. Справляется он с этой задачей просто замечательно.

Можно понадеяться и на автоматический выбор оптимально экспонированных фрагментов... Но в случае явно выраженных частей со сравнительно простыми границами ручной режим позволяет добиться заметно более качественных результатов.

Второй вариант — выравнивать яркости еще при съемке. Для этого необходимо подсветить теневую часть сцены (затемнить яркую обычно существенно сложнее).

Мы — любители, и возможности «управления освещением» у нас ограничены. Но, если «темная часть» сравнительно невелика и расположена гораздо ближе к камере, чем «светлая», средство есть. Вспышка. Нередко можно обойтись даже встроенной в камеру.

Важно так подобрать параметры съемки, чтобы яркости были правильно сбалансированы. Поможет нам в балансировке вот что: на экспозицию частей кадра влияют разные наборы параметров. Для «светлой» части это диафрагма и выдержка, для «темной» — диафрагма и мощность вспышки (ее лучше устанавливать вручную).

Для этого снимка я сперва установил экспозицию для ярко освещенной стены дома (выдержка — наиболее короткая, при которой возможна синхронизация вспышки; диафрагма — чтоб света не были «выжжены»). Затем подобрал экспозицию для кирпичей бойницы: диафрагму менять уже нельзя, значит — подбор мощности вспышки.


Фотографии сегодняшней заметки сделаны в Коломенском кремле.


PS

Напоследок еще один снимок из Коломны. Точнее, фрагмент кадра. Пример того, как иногда, уже просматривая дома отснятый материал, понимаешь, что ты упустил!

Действительно, только на экране компьютера, увеличив изображение до «пиксел в пиксел», я увидел, какая книжка ;-) в руках у той девушки, что справа.


PPS

Тем, кто хочет узнать, что такое микростоки и как можно, если не зарабатывать на своем хобби, то по крайней мере компенсировать затраты на него, рекомендую бесплатный миникурс Натальи Македы.


5 комментариев:

Stella_Mare комментирует...

Михаил, а что там за книжка была?;) А то даже на увеличении не видно(

Unknown комментирует...

Приблизительно
такая
(с точностью до модели камеры)

maxdart комментирует...

Отличный материал для начинающих, и не только. Я вот, например, для себя что-то новое узнал :)

Николай комментирует...

Нехватка динамического диапазона это к сожалению болезнь всех цифровиков. Раньше я справлялся именно таким образом, но теперь я снимаю на пленку, а у нее диапазон гараздо больше чем у цифры, соответственно на кадре все получится.

Unknown комментирует...

Снимайте на пленку! И пофиг на разность динамического диапазона. Я только что приехал из Абхазии, скоро выложу свои сканы с пленки, но заранее могу сказать, что с пленкой таких проблем нет, просто нужно выставлять усредненную экспозицию. Проверено! А еще есть пленки, которые просто-таки ориентированы на разность динамики света...

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!