Продолжим разговор о черно-белой фотографии (См. Черно-белый? Зачем?). Сегодня — о процессе съемки.
В черно-белом изображении нет цветов (кто бы мог подумать! ;-) ) — только черный, белый и градации серого между ними. Яркое цветное пятно, которое могло бы привлечь внимание и стать смысловым центром цветной фотоснимка, в черно-белом может слиться с окружением. На что же нужно обращать внимание при построении кадра?
1. Форма
В монохромном изображении хорошо «работают» четкие ясные формы, геометрические фигуры, линии. Эффектный графический рисунок — одна из наиболее сильных сторон черно-белой фотографии.
Очень выигрышно выглядят разнообразные повторяющиеся, ритмические, «орнаментальные» сюжеты. Окна многоэтажного дома, штакетины забора, шпалы на железной дороге... Всё это примеры орнаментов, способных отлично «сыграть» в ваших снимках
2. Контраст
Когда есть цвет, человеческий глаз в первую очередь реагирует на разницу оттенков. Если же цвета нет, все внимание — интенсивности света. Чем больше отличаются яркости, тем сильнее выделяется объект.
Находите контрастные сюжеты — и они уже изначально будут производить большее впечатление. Блики, тени — всё это может стать ключевыми элементами кадра.
С помощью цветных светофильтров при съемке на пленку или при цифровой обработке, компьютерными методами реализующей эффект такой же фильтрации контраст можно существенно изменить. Но это уже совсем другая история...
3. Текстура
Текстуры, как и орнаменты (пожалуй, даже в значительно степени) «теряются» на цветных снимках.
На черно-белых же именно они создают характерный вид различных поверхностей, отличают один материал от другого, формируют особый рисунок каждого объекта.
В конце концов, красивая текстура может сама стать основным элементом кадра.
4. Свет
Понятно, что в любой фотографии без света — никуда. Но именно в черно-белой наиболее заметно влияние его малейших изменений.
Попробуйте осветить объект прямо от камеры («пыхой в лоб») — он станет гладким и плоским.
Начните сдвигать источник света вбок — и чудесным образом начнет проявляться объем и текстура. Боковое освещение выявит «горный ландшафт» на почти ровной поверхности.
Контраст, блики, тени — всё это напрямую зависит от положения и «качества» источника света. Так что черно-белая съемка — еще и хорошее упражнение, отлично помогающее осознать влияние света на результат.
Но, кстати, зачастую эффектные черно-белые фотографии получаются при «плохом» (с точки зрения цветной съемки) освещении. Мрачный, пасмурный, «серый» день может обернуться великолепными эмоционально насыщенными кадрами природы. Жесткий свет настольной лампы — создать отличный натюрморт и даже портрет...
Пробуйте, экспериментируйте! Тем более, погода (в европейской части России, по крайней мере) тому способствует: серое небо, слякоть, дожди... ;-)
Да, а напоследок — несколько технических советов. Да простят меня сторонники пленочной фотографии, советы касаются исключительно цифровой съемки.
1. Снимайте в RAW
Если, конечно, камера это позволяет, желательно использовать RAW. Хоть для цветной, хоть для черно-белой фотографии это дает расширенные возможности обработки.
2. Снимайте в цвете
Практически все современные камеры имеют режим черно-белой съемки. Фактически, он использует внутрикамерное преобразование цветного изображения в черно-белое. Результаты могут быть весьма неплохи. Нередко возможен выбор «цветных светофильтров». Однако, на мой взгляд, лучше оставить это для обработки на компьютере. В спокойной обстановке, просматривая изображение на большом экране, с намного более гибкими настройками... Тем более, сейчас черно-белое фото — это, в большей степени, художественный прием.
Так-с. А теперь, вопреки только что написанному... На одном из американских сайтов я подсмотрел интересную идею (сам ни разу не пользовался): при съемке в RAW включать-таки черно-белый режим. Хитрость в том, что, с одной стороны, на карточке сохраняется вся исходная информация. С другой же стороны, на дисплее камеры мы увидим черно-белое изображение. Думаю, тем, кто не отснял в былые времена множество рулончиков черно-белой пленки, эта хитрость может поначалу здорово помочь.
3. Не увеличивайте ISO без крайней надобности
Если пленочное «зерно» создает даже в какой-то мере художественный эффект, шум всегда остается шумом. И на черно-белом снимке может выйти даже более заметным (хотя, с моей точки зрения, не таким неприятным как цветовой шум).
Вот и всё о съемке. А о способах преобразовать цветную картинку в черно-белую — как-нибудь в следующий раз.
Как всегда, комментарии, предложения, дополнения с удовольствием принимаются.
7 комментариев:
Не увидел очень важного замечания в статье: правила классической черно-белой фотографии гласят, что в ЧБ-снимке обязательно должна присутствовать ОДНА абсолютно белая точка (акцент), и ОДНА - абсолютно черная. Все останое должно находиться в тональном диапазоне между ними (градации серого).
Справедливое замечание (IMHO).
Однако... Меня некоторое время назад обвинили во всех смертных грехах за отказ признать, что в ч/б снимке в высоком ключе не может быть ни одной точки, выходящей за диапазон V-VII зон Адамса.
Я ж и сказал, что про белую и черную точку - это правило классической фотографии. Азы ее, так сказать. И во ВГИКе студней операторского отделения всегда дрючили за это мощно. Им приходилось даже при печати вытягивать осветлителями и затемнителями недостаточно контрастные фотоотпечатки.
Вот и я был уверен, что именно таково правило классической фотографии.
А меня обвинили в злостном пренебрежении классическими правилами, ссылаясь на Фельдмана (у которого действительно написано, что в высоком ключе не может быть не то что черных, но вообще точек, темнее 5-ой зоны по зональной теории Адамса).
Фельдман Фельдманом, но им одним фотодело не ограничивается. Один из старых выпускников ВГИКа мне рассказывал, что их даже водили в картинных галереи, где тыкали носом в картины великих художников, показывая БТ и ЧТ.
Вот и я тоже тогда написал, что Фельдман — не истина в последней инстанции. В ответ получил (вперемежку с обвинениями в незнании, нежелании и пр., и пр.) утверждение, что, раз больше никто не дал строго математического определения для высокого ключа, значит определение Фельдмана — единственно верное ;-)
Ну да, ну да, "учение Фельдмана всесильно, потому что оно верно"=))) Любят люди себе идолов сотворять, что тут поделаешь!
Отправить комментарий