После ответа на вопросы, зачем нужна черно-белая фотография и на что обращать внимание при съемке, переходим к заключительной заметке мини-цикла. Сегодня — способы преобразования цифрового снимка из цветного в черно-белый.
На просторах Интернета я встречал с дюжину различных способов такого преобразования. Здесь остановлюсь только на тех, что легко реализуются при использовании Adobe Photoshop Elements. Сходные способы можно использовать и в других программах для обработки фотографий.
Конечно, можно обойтись и вообще без компьютера — практически в любом цифровом фотоаппарате есть встроенный режим черно-белой съемки. Но, с моей точки зрения, лучше оставить себе возможность «тонкой» подстройки при постобработке.
В качестве «подопытного кролика» воспользуемся вот таким снимком: крепостная стена из красного кирпича, деревья, небо — элементы с преобладанием различных цветов.
1. Самый простой и прямолинейный как лом способ. Преобразование режима из цветного (Color, RGB) в полутоновый (Градации серого, Grayscale).
Единственное преимущество — простота. За неё приходится расплачиваться качеством результата и полной невозможностью хоть как-то повлиять на него.
2. Настолько же прост (и также неуправляем) второй способ избавления от цвета. В PSE он и называется «Удалить цвет» (Remove Color). Другой вариант английского названия — Desaturate.
Результат выполнения этой команды аналогичен тому, что получится, если уменьшить до нуля значение Насыщенности (Saturation). Выглядит (по крайней мере, в большинстве случаев) лучше, чем при использовании предыдущего способа... но, поскольку мы используем черно-белую фотографию как художественный прием, то и инструмент нужен более гибкий.
3. «Управляемое удаление цвета» обеспечит нам использование диалога «Цветовой тон-Насыщенность» (Hue/Saturation).
Хитрость в том, что насыщенность (saturation) мы просто убираем в ноль, а вот «светлоту» (lightness) настраиваем по-разному для разных цветов.
Диапазон оттенков выбираем из выпадающего меню вверху, а более точно можем — при необходимости — подстроить ползунками на «радужной полоске» внизу.
Чтобы сразу видеть, как влияют настройки на результат, не забываем установить флажок «Просмотр» (Preview).
4. Еще один способ управлять преобразованием в черно-белое изображение — раздельная регулировка вклада в него каждой из трех цветовых составляющих: красной, зеленой и синей.
В пленочной фотографии такая «регулировка» происходит с помощью цветных (красного, оранжевого, желтого, реже голубого и зеленого) светофильтров. А в цифровой (например, во многих фотокамерах) теперь нередко делают варианты настроек, соответствующие действию таких фильтров.
Такое преобразование в Photoshop позволяет сделать диалог «Смешение каналов» (Channel Mixer). В Photoshop Elements его так просто вызвать не удастся (хотя есть дополнения, например, Elements+ ($12), открывающие доступ и к нему, и ко многим другим «скрытым функциям»).
«Родной» для Photoshop Elements диалог «Преобразовать в черно-белое» (Convert to Black and White) дает почти те же самые возможности. Также предусмотрены отдельные регулировки для каждого из трех каналов.
Зачем это нужно, посмотрим на примерах.
Здесь основная роль в формировании черно-белого снимка — у красного канала. Соответственно, осветлена кирпичная кладка, а облачное небо стало гораздо контрастнее.
Теперь изображение сформировано в основном за счет зеленого канала. Вполне ожидаемо более светлыми стали деревья. В целом же изображение сравнительно мало контрастное.
Наконец, картинка, созданная преимущественно синими лучами. Стена и деревья теперь вышли почти черными, небо же, напротив, почти белым.
На самом деле, в отличие от первых двух примеров, здесь мне пришлось существенно снижать контраст, иначе слово «почти» было бы лишним.
Конечно же, в реальной ситуации пользуются не такими экстремальными настройками. Особенно аккуратно, как видно из приведенных примеров, нужно относится к уровню синего канала.
В программе предусмотрено несколько «базовых» вариантов, которые можно взять за основу (а во многих случаях просто непосредственно использовать). Вот, как на этом снимке.
А какие способы получения черно-белого изображения используете Вы?
2 комментария:
Даже и не подозревал что есть столько способов "очернобелизации" фото.
Спасибо!
Если есть желание поэкспериментировать, можете попробовать еще, например, добавить к изображению корректирующий слой Gradient Map с градиентом от черного к белому (в зависимости от направления получите либо нормальное черно-белое изображение, либо негатив)
Отправить комментарий