22 апреля 2008 г.

Учим матчасть. Камера (3)

Click to enlarge on Featurepics

Добрый день!

Сегодня мы продолжим разбираться со смыслом описанных в документации технических характеристик нашей камеры...

Управление установкой экспозиции

Режимы замера: оценочный замер, центрально-взвешенный интегральный замер, точечный замер

Коротко рассмотрим, что это за режимы. Начнем с конца.

При точечном (spot) замере экспозиция оценивается по небольшому участку («точке») в центре кадра. Во многих камерах можно выбрать и другой участок, но, на мой взгляд, эта возможность — практически неиспользуемая.

При центрально-взвешенном (centre-weighted) замере экспозиции данные собираются с нескольких датчиков, распределенных по площади кадра. Затем эти значения усредняются. Но не простым «школьным» методом нахождения среднего арифметического. Числам с разных датчиков назначаются разные «веса», так что освещение в центре влияет на результат гораздо сильнее, чем другие участки сцены.

Оценочный (evaluative) — самый «интеллектуальный» метод замера. Здесь тоже исходные данные получаются с нескольких участков кадра. Но дальше процессор камеры пытается сопоставить полученные значения с имеющейся информацией о различных возможных ситуациях. На основании этого выбирается, какая часть является наиболее важной, какие поправки нужно внести и т.д. Что получится в итоге, зависит от массы факторов... Но роль фотографа здесь практически нулевая.

В разных ситуациях наилучший результат обеспечивают разные методы экспозамера (этому мы посвятим отдельный выпуск рассылки), так что ни один лишним не будет.

Компенсация экспозиции: +/- 2 EV с шагом 1/3 ступени

Очевидно, что разработчики не могут предусмотреть все возможные условия освещения и все мыслимые идеи фотографов. Поэтому практически в любой камере, даже начального уровня, предусмотрена компенсация экспозиции (экспокоррекция). Она позволяет вручную подправить значения пары выдержка-диафрагма, выбранные автоматикой камеры. Измеряется экспокоррекция в EV (exposure value). 1 EV соответствует удвоению выдержки, либо уменьшению диафрагменного числа в √2 раз. Более подробно об этой характеристике мы поговорим в выпуске, посвященном экспозиции.

Автоматическая экспозиционная вилка: 3 кадра в диапазоне ±2 EV, с шагом 1/2 или 1/3 ступени

Вилка или брекетинг — автоматическая съемка нескольких кадров с небольшими отклонениями, в данном случае, экспозиции: небольшая недодержка, точно по экспонометру и небольшая передержка. Пользу этой функции трудно переоценить. С идеальным освещением мы имеем дело крайне редко. Точно угадать, какую надо внести поправку, чтобы получить наилучший кадр, не всегда получается. И как обидно, только уже просматривая снимки дома на компьютере, увидеть безнадежно потерянные детали в светах или тенях! С брекетингом шанс получить качественный результат возрастает (правда, ценой тройного расхода объема карты памяти... но по нынешним временам эта цена уже не столь и заметна).

Кстати, при слишком большом диапазоне яркостей объекта съемки, можно даже попытаться «составить» фотографию из частей разных кадров.

Полупрофессиональные камеры позволяют «брать в вилку» не только экспозицию, но и баланс белого.

Эквивалентная чувствительность ISO: 80, 100, 200, 400, 800, 1600

Расчет экспозиции ведется для определенной чувствительности. В случае цифровой матрицы, в отличие от реального фотоматериала, эта величина — условная. Чем выше чувствительность, тем при более слабом освещении можно снимать. Однако, не стоит забывать, что, выбирая большие значения эквивалентной чувствительности, мы одновременно получаем и больший уровень шумов. Опыт показывает, что парой максимальных значений имеет смысл пользоваться только в безвыходной ситуации.

Этот снимок фрагмента моста сделан при экв. чувствительности 100 ISO. Шум практически незаметен.
Тот же мост, но при установленной чувствительности 400 ISO. В тенях отчетливо виден цветовой шум.
Выдержки: 15–1/2000 с

Тут комментировать практически нечего — характеристика общеизвестная. Значения довольно типичные для цифровиков. Вполне достаточны для большинства случаев любительской съемки.

Баланс белого

Баланс белого: автоматический режим, дневной свет, облачно, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, высокотемпературная флуоресцентная лампа, подводная съёмка, пользовательские установки

Слово фотография недаром переводится как «светопись». Изображение на матрице очень сильно зависит от освещения. А белый свет, на самом деле, не очень-то и белый. У различных реальных источников преобладают разные спектральные составляющие: обычная «домашняя» лампочка придает предметам желтовато-оранжевый оттенок, ясный солнечный день подкрашивает их в сине-голубые оттенки. Люминесцентные светильники (включая набирающие популярность энергоэкономичные лампы) могут иметь различную цветовую температуру (не углубляясь в физику, поясню: с ростом этой величины происходит смещение от красно-оранжевых оттенков до сине-фиолетовых).

Чтобы получить на снимке правильную цветопередачу, исходное изображение соответствующим образом корректируется. В «пленочную» эпоху для этого либо меняли состав эмульсии, либо пользовались корректирующими светофильтрами. Сейчас все делает электроника. Причем, зачастую, в автоматическом режиме.

Но «интеллект» у камеры не настолько высок и, если в кадре преобладает какой-либо оттенок, баланс почти наверняка будет выставлен неправильно. Поэтому хорошо, если у фотографа есть возможность настроить его вручную.

Особенно приятно, когда в камере есть функция точной подстройки по серому объекту: в этом случае баланс будет соответствовать не какой-то усредненной лампочке, а именно тому освещению, которое получилось в данном месте в это время.

Видоискатель

Видоискатель: оптический видоискатель реального изображения

В ультракомпактных камерах зачастую единственный вариант наводки — по ЖК-монитору. В большинстве случаев это удобно. Однако, на ярком свету (Вы пробовали снимать в солнечный день на пляже или, напротив, в заснеженном поле?) картинка на мониторе становится практически невидимой. И тут старомодный «глазок» становится настоящим спасением. Естественно, чем точнее совпадает рамка кадра в видоискателе с реальными границами изображения, тем лучше.

(Тут, конечно, речь не идет о зеркалках, где монитор играет только вспомогательную роль)

TFT ЖК-монитор с диагональю 2,5 дюйма и переменным углом наклона, прибл. 173000 пикселей

Здесь, вероятно, все просто. Чем больше диагональ, тем комфортнее просмотр. Чем больше пикселей, тем четче картинка.

Возможность крутить дисплей в разные стороны — чрезвычайно удобная вещь, если приходится снимать из «нестандартных» положений. Расплата за это — увеличение размеров фотоаппарата и некоторое снижение надежности.

Вспышка

Особо сильно рассчитывать на встроенную вспышку я бы не стал. Достаточной мощностью они обладают разве что в зеркалках и псевдозеркалках (в рассматриваемой камере максимальная дистанция действия вспышки — 3,5 метра). Тем не менее, бывают случаи, когда без нее не обойтись.

Режимы: авто, принудительное срабатывание, вспышка отключена
Низкоскоростная синхронизация: есть
Синхронизация по второй шторке: есть
Функция устранения эффекта «красных глаз»: есть

Использованию вспышки, я думаю, стоит посвятить отдельный выпуск. Пока же отмечу, что возможность отключения вспышки совершенно необходима. Принудительное включение расширяет спектр ее применения (и делает действительно очень полезной). Дополнительные режимы синхронизации дают некоторые интересные возможности при ночной съемке...

А вот что касается функции устранения «красных глаз», то — это только мое мнение — в зависимости от модели фотокамеры, результат от почти никакого до «через раз».

Режимы съемки

Режимы съемки: авто, программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручной...

Если мы собираемся использовать фотоаппарат не только в режиме «навел и щелкнул», совершенно необходимы, как минимум, режимы приоритета выдержки и приоритета диафрагмы. Сюжетные программы — тоже штука небесполезная... если Вы не поленитесь с ними разобраться. Я же, признаюсь, после двух лет пользования камерой достаточно туманно представляю, что же у меня там есть. Наверное, сказываются старые привычки времен ФЭДа и Зенита.

Фотографические эффекты: живые цвета, нейтральный, сепия, чёрно-белый...

Что они есть, что их нет. Не могу представить, зачем может потребоваться редактировать снимки непосредственно на камере.

Формат фотоснимков

Формат фотоснимков: сжатие JPEG (совместимый с Exif 2.2 [Exif Print])

В более совершенных камерах есть возможность сохранять не только обработанное (и сжатое с потерями) изображение, но и «исходный» материал (RAW). Это существенно увеличивает занимаемое кадром место на карте памяти, но зато позволяет «выжать» при обработке на компьютере из снимка все, что возможно.

Прочее

Отображение гистограммы: есть

Полезная вещь. Незаменима в случаях, когда есть проблемы с правильным определением экспозиции. (Но только тогда, когда есть время спокойно «покрутить» настройки)

Карта памяти: SD, SDHC, MMC, MMCplus, HC MMCplus.

Это наиболее распространенные сейчас flash-карты. Соответственно, наиболее дешевые и продающиеся едва ли не на каждом углу. Всегда есть возможность при нехватке места для снимков прикупить еще гигабайт-другой.

Все реже сейчас встречаются камеры с еще недавно широко распространенными картами CompactFlash. Сейчас их используют в основном в зеркалках.

Хуже обстоит дело, если у Вас аппарат с «фирменными» флешками (например, Sony MemoryStick). В продаже они встречаются реже, да и стоят, обычно, заметно дороже.

Поддерживаемые ОС: Windows 2000 SP4 / XP SP2 / Vista; Mac OS X v10.3 — 10.4

Я — давний пользователь Mac OS, так что вынужден достаточно внимательно смотреть на этот пункт характеристики (хотя сейчас найти камеру, не подключающуюся к Маку, вряд ли легко удастся). Вообще же, вероятность «несовместимости» фотоаппарата с компьютером сейчас практически нулевая. В крайнем случае — кардридер поможет.

Элементы питания: 4 щелочные батареи или 4 никель-металлогидридных аккумулятора (NB4-300) размера AA (щелочные батареи входят в комплект)

С питанием возможны два варианта: либо батарейки размера AA, либо специальный литий-ионный аккумулятор. У обоих вариантов есть как преимущества, так и недостатки.

Специальный аккумулятор обычно имеет большую емкость, достаточно быстро заряжается, а кроме того, позволяет сделать фотокамеру более компактной.

С другой стороны, стандартные батарейки более дешевы и их, в случае чего, можно купить в ближайшем киоске. Да и одной зарядки аккумуляторов такого размера мне хватало на несколько сотен снимков (без вспышки).

Физические характеристики

Габариты (Ш х В х Д): 112,1 x 67,8 x 56,2 мм (без выступающих частей)
Вес: прибл. 300 г

Тут, как говорится, на вкус и цвет.. Выбираем в соответствии со своими целями: кому-то нужно, чтобы фотик умещался в кармане летней рубашки, кому-то некоторые цифрозеркалки кажутся слишком маленькими и легкими.


Ну, вот и все...

Кто-то спросит: «Как все? Ведь ни слова не было сказано об объективе!» Действительно, ни слова. Но этот элемент заслуживает своего отдельного выпуска. Который, надеюсь, не заставит себя долго ждать.

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!