Конечно, есть «художники от Бога», способные исключительно по наитию разметить объекты на холсте или в кадре так, чтобы получить наиболее гармоничное изображение... Но даже гениальные художники не пренебрегали правилами композиции. И нам, фотографам-любителям, вовсе не помешает иметь хотя бы наиболее общие представления о них.
Посмотрим на этот снимок, который я (каюсь, вполне сознательно) обрезал таким образом, что центральный объект — голова пантеры — оказался практически в центре. Казалось бы, центральное положение должно быть выигрышным, подчеркивающим важность, выделяющим. Ан, нет. Картинка совершенно очевидно «заваливается» влево-вниз. Вид, прямо скажем, непривлекательный.
Если бы границы кадра были такими уже при съемке, его можно было не задумываясь отправлять в Корзину. Но на самом деле исходное изображение было значительно больше. Вот таким:
Надо сказать, что снимок был сделан в зоопарке через стекло при большом скоплении народа, так что ни о каком идеальном кадрировании в тот момент речи идти не могло. Зато теперь можно посмотреть, как же его нужно было/будет обрезать.
На первый-третий...
Начнем с правила, без которого не обходится, вероятно, ни одна современная статья о композиции в фотографии,— «правила третей» (Rule of thirds). В нем предлагается разделить кадр на три горизонтальные и три вертикальные части. На пересечении делящих линий и будут располагаться четыре наиболее «сильные» точки. Именно здесь инстинктивно концентрируется взгляд зрителя и именно в этих местах рекомендуется располагать сюжетно важные объекты съемки.
В некоторых публикациях это правило называют «золотым сечением». На самом деле, «золотое сечение» предполагает деление в несколько более сложной пропорции. На иллюстрации оно отмечено синими линиями.
«Золотое сечение» ничуть не менее (а с точки зрения многовековой истории живописи, пожалуй, и более) правильный вариант деления. Но зрительно поделить кадр на три равные части, как ни крути, проше. Тем более, положение ключевых точек в обоих случаях почти одинаковое. Так что — привычно делим «на троих».
Кстати, многие камеры позволяют включить отображение на своем дисплее вспомогательных линий, соответствующих тому или иному варианту деления. Так что читаем внимательно инструкцию, вполне возможно, и у Вас есть этот полезный инструмент.
Проверим гармонию... геометрией
Не третями едиными... Строя изображение, нельзя забывать о тех линиях, которые явно или мысленно будут в нем присутствовать. Подчеркивающие стабильность горизонтали, устремленные ввысь вертикали, динамичные диагонали. Да. Диагональ — самая «сильная», динамичная, «движущая» линия. И, по крайней мере для европейской традиции, направление снизу-слева вверх-вправо соответствует подъему, росту, усилению, восхождению (это вдобавок соответствует естественному движению взгляда). Обратный наклон — из верхнего левого угла в нижний правый, напротив, создает настроение спада, ослабления и т.п.
Важно отметить, что тут вовсе не имеется в виду, что линия должна буквально являться диагональю кадра, идти точно из угла в угол. Напротив, она не должна проходить через углы, а... Смотрим на иллюстрацию — думаю, это понятнее множества слов.
Играют свою роль не только отдельные линии, но и геометрические фигуры. Причем, как говорят, многоугольники с нечетным числом углов более динамичны, чем с четным. А самая «сильная» фигура — треугольник. Опять же, это будет, скорее всего, не явно прочерченная геометрическая фигура, а форма, которая мысленно строится по объектам изображения. Вот примерно так, как на иллюстрации.
В итоге, с учетом описанных принципов, получим примерно такой снимок. Сравните с первым вариантом. Думаю, разница хорошо заметна.
Естественно, правила композиции едины для любых кадров. Не важно, горизонтальный у них формат или вертикальный, практически квадратный или панорамный.
Линия горизонта, делящая снимок ровно пополам, способна испортить любую картину. Смещаем ее на границу верхней или нижней трети (какой именно — зависит от того, что в данном случае важнее), и снимок «оживает».
Надеюсь, эти короткие заметки будут полезны и помогут делать более профессиональные снимки.
1 комментарий:
В качестве дополнения.
Посмотреть иллюстрации использования золотого сечения в композиции фотоснимков можно в статье «The Golden Ratio and the Elementary Construction in Photography»
Отправить комментарий