Продолжаю публикацию заметок «по мотивам» подборок «10 лучших советов» английского журнала Digital Camera. Сегодня речь пойдет о композиции...
10 лучших советов по композиции
1. Фон? Фон. Фон!
Когда Вы компонуете снимок, уделяйте фону столько же внимания, что и основному объекту съемки. Помните: удачный фон может из самого простого предмета сделать нечто выдающееся; плохой же выбор фона — «уничтожить» уникальный объект.
Вот пример кадра, на котором элементы фона и переднего плана «борятся» друг с другом (и, пожалуй, побеждает-то именно фон). Наверное, подобрав более удачный ракурс и освещение, все же удалось бы получить интересный кадр. Но краткая поездка в Псков (а на снимке Ольгинский крест на фоне Псковского кремля) в самые холодные дни января этого года — когда мороз зашкаливал за -25° — дала мало шансов для творческого поиска. (Зато получился удачный пример неудачи ;-))
2. Упрощай!
В программировании (да и не только) популярен KISS-принцип (от английского Keep It Simple, Stupid — делай проще, балбес). В построении снимка тоже не мешает им пользоваться. Лучшая композиция — наиболее «прозрачная», построенная четкими линиями, не заваленная избытком второстепенных деталей (тем более, посторонних элементов).
3. Что Я хочу показать?
Это, на самом деле, самый первый вопрос, который нужно задать себе, поднимая фотокамеру. Что — высоту зданий, ширь полей, безмолвие арктических пустынь, необычную форму цветка? Вот на то, чтоб подчеркнуть именно это, и должна работать вся композиция
4. Следите за границами
При компоновке кадра не забывайте уделять внимание не только его центру, но и границам. Поначалу это очень непросто. Но необходимо. Ужасно обидно, когда, уже вернувшись домой, вдруг обнаруживаешь, что случайно «срезал» важную деталь. Или понять, что для правильного кадрирования недостает небольшого кусочка фона слева или справа.
Зачастую имеет смысл во время съемки отойти чуть подальше или использовать немного более широкий угол объектива — чтобы оставить запас для кадрирования в процессе последующей обработки. Хотя, конечно, тут приходится искать некоторый компромисс.
Весьма критичны границы кадра при съемке людей. Помните: если человек не помещается в кадр целиком, крайне нежелательно «резать» его по линии коленей или локтей (да и вообще, по суставам рук и ног). Подсознательно такой персонаж воспринимается как калека.
5. Пользуйтесь естественными «рамками»
Интересный зрительный эффект создают различные рамки. Изображение выглядит более законченным. Не зря картины помещают в багетные рамы, фотографии наклеивают на паспарту... Вероятно, Вы видели старинные снимки, где солидные господа, поодиночке или с семействами, окружены широкими белыми полями. Да и в не столь далекие годы, обрезая свеженапечатанные фотографии, многие предпочитали оставить небольшой белый кант.
Сейчас добавить рамку к снимку совсем просто: есть и action'ы для Photoshop, и специальные программы... Но нередко эффектное обрамление объекта съемки могут создать естественные (или рукотворные) детали пейзажа. Так почему бы этим не воспользоваться?
6. Магия чисел
На самом деле, никакого волшебства. Чистая психология. Но от этого совет не менее важен.
Нечетные количества кажутся более динамичными, чем четные. Какова ваша цель: показать неподвижность, устойчивость или стремление, движение, действие? — Выбирайте!
Геометрия не менее существенна. Треугольник динамичнее прямоугольника или квадрата, повторяющего границы кадра. Снова эта Тройка — магическое число…
7. Учитесь у мастеров
Уделите время просмотру лучших работ классиков фотографии и современных мастеров. Даже суперпрофесионалы не упускают возможности посмотреть, как другие добиваются впечатляющих снимков.
8. Избегайте клише
Посмотрели на фотографии мастеров? Примите к сведению, но не копируйте! Подумайте об использовании другого объектива, иного ракурса, измените точку съемки, поэкспериментируйте с обработкой. Попробуйте лечь на землю или залезть на дерево. Не зацикливайтесь на традиционных приемах.
9. Не экономьте кадры
У нас ведь цифровые камеры. Карточки памяти становятся все более дешевыми. Это в пленочные времена кассета ограничивала вас тридцатью шестью, а то и двадцатью четырьмя кадрами. Сейчас их у нас в запасе две-три сотни, а то и больше.
Всерьез работайте с объектом — первый снимок редко бывает лучшим.
Постоянно тренируйте взгляд, продумывая возможные варианты кадрирования. Возможно, это однажды поможет снять уникальный кадр.
10. Носите камеру с собой
Об этом я уже писал в заметке о преимуществах компактной фотокамеры...
Чем больше Вы снимаете — семью, друзей, жизнь вокруг себя — тем больше совершенствуется ваш взгляд на композицию. Постоянно снимайте и внимательно анализируйте результаты. Учитесь на ошибках. Экспериментируйте. Только так оттачивается мастерство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий