Очень часто — и пользуясь своим фотоаппаратом, и читая рекомендации по съемке (особенно иностранного происхождения) — мы сталкиваемся с сокращением «EV». Расшифровывается оно как «Exposure Value», переводится как «величина экспозиции», «значение экспозиции», «экспозиционное число» или... вообще не переводится. Что же это за величина-значение-число?..
Мы все (надеюсь, все?) знаем, что правильно экспонировать кадр можно при разных сочетаниях выдержки и диафрагмы. А эта пара значений — экспопара — зависит от освещения и чувствительности (значения ISO). Так вот, EV и характеризует экспопару в целом (ну, или точнее, освещенность, по которой она выставляется).
За нулевое значение экспозиции принято такое, которое может быть получено, если сделать снимок с выдержкой 1 секунда при диафрагме 1. Увеличение EV на единицу соответствует изменению одного из съемочных параметров на «полное» деление шкалы (именно поэтому EV в разговорной речи часто называют «стопом»). Например, для этого можно увеличить выдержку с 1/60 секунды до 1/30. Или открыть диафрагму с f/5,6 до f/4. И то, и другое вдвое увеличит количество света, попадающего на матрицу.
По правде сказать, любитель, скорее всего, не будет иметь дело с абсолютным значением экспозиции. Нам эти числа пригодятся при установке экспокоррекции. Автоматика камеры рассчитана на кадр некоторого среднего тона. В реальности не всё бывает таким усредненным — и система ошибается. Приходится ее поправлять. О том, когда и на сколько, разговор отдельный.
А сегодня — так сказать, для общего образования — таблица значений EV для разных условий освещения (при использовании чувствительности ISO 100). (Таблица — перевод из статьи английской версии Википедии)
Условия освещения | EV |
---|---|
Дневной свет | |
Светлый песок или снег в ясный день или при слегка подернутом дымкой солнце (жесткие тени) | 16 |
Типичная сцена в ясный день или при слегка подернутом дымкой солнце (жесткие тени) | 15 |
Типичная сцена при подернутом дымкой солнце (мягкие тени) | 14 |
Типичная сцена, солнце за облаками (теней нет) | 13 |
Типичная сцена, сплошная облачность | 12 |
Область в открытой тени, ясное солнце | 12 |
Вне помещения, естественный свет | |
Радуга | |
Чистое небо на фоне | 15 |
Облачное небо на фоне | 14 |
Закатный горизонт | |
Перед закатом | 12–14 |
На закате | 12 |
Сразу после заката | 9–11 |
Луна, возвышение > 40° | |
Полнолуние | 15 |
Между второй четвертью и полнолунием | 14 |
Четверть | 13 |
Первая или последняя четверть | 12 |
Лунный свет, возвышение луны > 40° | |
Полнолуние | −3 ... −2 |
Между второй четвертью и полнолунием | −4 |
Четверть | −6 |
Полярное сияние | |
Яркое | −4 ... −3 |
Среднее | −6 ... −5 |
Вне помещения, искусственный свет | |
Неоновые и др. яркие вывески | 9–10 |
Спорт ночью | 9 |
Пожар | 9 |
Яркие уличные сцены | 8 |
Ночные уличные сцены / освещенные окна | 7–8 |
Дорожное движение | 5 |
Выставки и парки развлечений | 7 |
Новогодние гирлянды | 4–5 |
Подсвеченные здания, монументы, фонтаны | 3–5 |
Освещенные здания издали | 2 |
В помещении, искусственный свет | |
Галереи | 8–11 |
Спорт, театр и т.п. | 8–9 |
Цирк. Прожектора | 8 |
Ледовое шоу, прожектора | 9 |
Офис / производственное помещение | 7–8 |
Жилой интерьер | 5–7 |
Новогодние гирлянды | 4–5 |
Фотография в заголовке: Ralph Kiesewetter
9 комментариев:
Прочёл три раза. Пока совсем непонятно, как пользоваться таблицей. Или это тема следующих записей?
Таблица позволяет оценить, какие экспозиционные параметры можно будет использовать в тех или иных условиях освещения. Или, к примеру, на сколько стопов изменится выдержка/диафрагма при смене освещения (ну, там в тень ушли с пляжа и т.п.).
Есть шкала выдержек:
1 1/2 1/4 1/8 1/15 1/30 1/60 1/125 1/250 1/500...
шкала диафрагм:
1 1,4 2 2,8 4 5,6 8 11 16 22...
EV равна сумме «шагов» по этим двум шкалам (от единиц).
Допустим, по условиям освещения в офисе нам нужно EV=8.
Светосила объектива — f/4 (т.е. «четвертый шаг диафрагмы»).
Стало быть, при ISO100 (для которой составлена таблица) по шкале выдержек мы можем уйти не более чем на 8-4=4 шага — до 1/15. Это — самая короткая выдержка, которую мы сможем использовать при этих условиях без помощи вспышки или каких-либо дополнительных осветителей.
Уже можно сделать некоторые выводы о перспективах съемки до того как оказались на месте ;-)
это таблица только усложняет жизнь!
неужели не легче выложить другую таблицу, в которой четко будут отмечены диафрагма и выдержка при разной освещенности объекта?
Не легче. Потому что EV зависит от трех параметров: чувствительности, выдержки и диафрагмы.
То есть вместо каждого числа этой таблицы в такой, как предлагаете Вы, пришлось бы изображать нечто «трехмерное». Представьте, что получится, если в каждой строчке этой таблицы будет записано по 64 (ну, или по 27 — тоже немало) троек чисел. Неужели будет проще?
полезная табличка :)
там опечатка:
про луну два раза, и первый раз значения ближе к дневному свету
полезная табличка :)
там опечатка:
про луну два раза, и первый раз значения ближе к дневному свету
Не опечатка.
В первом случае имеется в виду съемка самой луны, во втором — пейзаж, освещенный лунным светом.
таблица очень полезная, для тех кто не понял для чего она посмотри таблицу экспопар http://www.64bita.ru/tableex.html
Кстати, на сайт 64bita.ru стоит не только ради таблицы. Там есть, что почитать!
Отправить комментарий