31 января 2009 г.

EV — что это?

Очень часто — и пользуясь своим фотоаппаратом, и читая рекомендации по съемке (особенно иностранного происхождения) — мы сталкиваемся с сокращением «EV». Расшифровывается оно как «Exposure Value», переводится как «величина экспозиции», «значение экспозиции», «экспозиционное число» или... вообще не переводится. Что же это за величина-значение-число?..

Мы все (надеюсь, все?) знаем, что правильно экспонировать кадр можно при разных сочетаниях выдержки и диафрагмы. А эта пара значений — экспопара — зависит от освещения и чувствительности (значения ISO). Так вот, EV и характеризует экспопару в целом (ну, или точнее, освещенность, по которой она выставляется).

За нулевое значение экспозиции принято такое, которое может быть получено, если сделать снимок с выдержкой 1 секунда при диафрагме 1. Увеличение EV на единицу соответствует изменению одного из съемочных параметров на «полное» деление шкалы (именно поэтому EV в разговорной речи часто называют «стопом»). Например, для этого можно увеличить выдержку с 1/60 секунды до 1/30. Или открыть диафрагму с f/5,6 до f/4. И то, и другое вдвое увеличит количество света, попадающего на матрицу.

По правде сказать, любитель, скорее всего, не будет иметь дело с абсолютным значением экспозиции. Нам эти числа пригодятся при установке экспокоррекции. Автоматика камеры рассчитана на кадр некоторого среднего тона. В реальности не всё бывает таким усредненным — и система ошибается. Приходится ее поправлять. О том, когда и на сколько, разговор отдельный.

А сегодня — так сказать, для общего образования — таблица значений EV для разных условий освещения (при использовании чувствительности ISO 100). (Таблица — перевод из статьи английской версии Википедии)

Условия освещенияEV
Дневной свет
Светлый песок или снег в ясный день или при слегка подернутом дымкой солнце (жесткие тени)16
Типичная сцена в ясный день или при слегка подернутом дымкой солнце (жесткие тени)15
Типичная сцена при подернутом дымкой солнце (мягкие тени)14
Типичная сцена, солнце за облаками (теней нет)13
Типичная сцена, сплошная облачность12
Область в открытой тени, ясное солнце12
Вне помещения, естественный свет
Радуга
Чистое небо на фоне15
Облачное небо на фоне14
Закатный горизонт
Перед закатом12–14
На закате12
Сразу после заката9–11
Луна, возвышение > 40°
Полнолуние15
Между второй четвертью и полнолунием14
Четверть13
Первая или последняя четверть12
Лунный свет, возвышение луны > 40°
Полнолуние−3 ... −2
Между второй четвертью и полнолунием−4
Четверть−6
Полярное сияние
Яркое−4 ... −3
Среднее−6 ... −5
Вне помещения, искусственный свет
Неоновые и др. яркие вывески9–10
Спорт ночью9
Пожар9
Яркие уличные сцены8
Ночные уличные сцены / освещенные окна7–8
Дорожное движение5
Выставки и парки развлечений7
Новогодние гирлянды4–5
Подсвеченные здания, монументы, фонтаны3–5
Освещенные здания издали2
В помещении, искусственный свет
Галереи8–11
Спорт, театр и т.п.8–9
Цирк. Прожектора8
Ледовое шоу, прожектора9
Офис / производственное помещение7–8
Жилой интерьер5–7
Новогодние гирлянды4–5

Фотография в заголовке: Ralph Kiesewetter

9 комментариев:

Анонимный комментирует...

Прочёл три раза. Пока совсем непонятно, как пользоваться таблицей. Или это тема следующих записей?

Unknown комментирует...

Таблица позволяет оценить, какие экспозиционные параметры можно будет использовать в тех или иных условиях освещения. Или, к примеру, на сколько стопов изменится выдержка/диафрагма при смене освещения (ну, там в тень ушли с пляжа и т.п.).

Есть шкала выдержек:
1 1/2 1/4 1/8 1/15 1/30 1/60 1/125 1/250 1/500...

шкала диафрагм:
1 1,4 2 2,8 4 5,6 8 11 16 22...

EV равна сумме «шагов» по этим двум шкалам (от единиц).
Допустим, по условиям освещения в офисе нам нужно EV=8.
Светосила объектива — f/4 (т.е. «четвертый шаг диафрагмы»).
Стало быть, при ISO100 (для которой составлена таблица) по шкале выдержек мы можем уйти не более чем на 8-4=4 шага — до 1/15. Это — самая короткая выдержка, которую мы сможем использовать при этих условиях без помощи вспышки или каких-либо дополнительных осветителей.

Уже можно сделать некоторые выводы о перспективах съемки до того как оказались на месте ;-)

Unknown комментирует...

это таблица только усложняет жизнь!
неужели не легче выложить другую таблицу, в которой четко будут отмечены диафрагма и выдержка при разной освещенности объекта?

Unknown комментирует...

Не легче. Потому что EV зависит от трех параметров: чувствительности, выдержки и диафрагмы.
То есть вместо каждого числа этой таблицы в такой, как предлагаете Вы, пришлось бы изображать нечто «трехмерное». Представьте, что получится, если в каждой строчке этой таблицы будет записано по 64 (ну, или по 27 — тоже немало) троек чисел. Неужели будет проще?

jeanstonic комментирует...

полезная табличка :)

там опечатка:
про луну два раза, и первый раз значения ближе к дневному свету

jeanstonic комментирует...

полезная табличка :)

там опечатка:
про луну два раза, и первый раз значения ближе к дневному свету

Unknown комментирует...

Не опечатка.
В первом случае имеется в виду съемка самой луны, во втором — пейзаж, освещенный лунным светом.

Анонимный комментирует...

таблица очень полезная, для тех кто не понял для чего она посмотри таблицу экспопар http://www.64bita.ru/tableex.html

Unknown комментирует...

Кстати, на сайт 64bita.ru стоит не только ради таблицы. Там есть, что почитать!

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!