31 января 2010 г.

У природы нет плохой погоды (2)

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин

Да. Вот примерно так и было в дни моей поездки в Казань. Первый день — непрекращающийся снегопад, беспросветное свинцовое небо... А уже на следующее утро — крепкий морозец, градусов, эдак, 20 с гаком. И совершенно замечательное небо — ярко-синее с розоватыми облаками. Мечта фотографа!

Особенно, если помнить некоторые тонкости.

Что касается собственно съемки, нельзя забывать о коррекции экспозиции. Как ни крути, но значительную часть кадра занимает чистый, белый, замечательно отражающий свет снег. Позволив автоматике сработать «как для усредненных условий», вы сделаете его серым. Что делать? Те, кто давно читают этот блог, знают — нужно вводить поправку на 1-2 стопа. Естественно, при этом важно очень внимательно следить, чтобы не было пересветов. Иначе снег лишится всякого рисунка и станет похож на ровный лист бумаги.

Как вариант — для тех, кто пока побаивается ручных режимов — нужно воспользоваться специальной сюжетной программой «Снег» (другое название — «Пляж»).

Но есть фактор, учитывать который гораздо важнее. Можно сказать, жизненно важно. Это — МОРОЗ. В первую очередь, нужно позаботиться о себе. Вряд ли даже очень красивый снимок стоит отмороженных ушей или воспаления легких. Так что тщательно подбираем одежду и обувь. Не забываем, что во время съемки придется на некоторое время останавливаться (и не исключено, что на продуваемом ледяным ветром месте). Так что: удобная свободная обувь, куда можно поддеть пару носков (х/б + шерстяной); одежда по принципу «капусты», верхний слой — что-нибудь непродуваемое; хорошая зимняя шапка; перчатки (возможно, две пары: одни более теплые, другие — сравнительно тонкие, позволяющие управлять камерой, не снимая их).

Для камеры мороз тоже создает серьезную опасность. Строго говоря, если вы посмотрите инструкцию, то окажется, что фотоаппараты вообще на русскую зиму не рассчитаны. Так что снимаем мы ими на улице в это время года, как говорится, на свой страх и риск.

Какие же опасности нас подстерегают? Их три: замерзание механики камеры, падение емкости аккумуляторов и, самое опасное, конденсат. Что же нужно делать, чтобы уменьшить риск?

Проще всего с аккумуляторами. Рекомендация однозначная: обязательно носите с собой запасной комплект (или комплекты?), причем «ближе к телу», например, в кармане рубашки. А вот с самой камерой ситуация более сложная (у меня тут даже недавно возник «онлайновый» спор по этому поводу). Дело в том, что, с одной стороны, охлаждение камеры нежелательно. И, казалось бы, ее тоже не мешало бы прятать под куртку.

Но дело в том, что при сравнительно резком изменении температуры неизбежно образование конденсата — содержащийся в теплом воздухе пар, соприкасаясь с холодными поверхностями камеры, превращается в воду. А это не только «затуманивает» линзы, но и крайне вредно для электронных и механических узлов нашего фотоаппарата. Потому гораздо важнее избегать резких перепадов температуры, чем ее понижения.

Способ прост. Воспользуйтесь фотосумкой. Проложенный в ее стенках материал, защищающий от механических воздействий, неплохо держит и тепло. Достаем камеру оттуда только непосредственно на время съемки (причем сумку не оставляем открытой) и затем сразу же убираем. И самое главное. Перед входом в помещение (а также в автобус, автомобиль и т.п.) обязательно укладываем камеру в сумку и достаем оттуда либо вновь выйдя на улицу, либо не раньше чем часа через два (а вернувшись с длительной прогулки по сильному морозу — и три-четыре), когда температура внутри сумки сравняется с внешней. Это очень важно!


Выделяйтесь, будьте оригинальными! Заказывайте фотофутболку с любимыми фотографиями!


2 комментария:

Анонимный комментирует...

Спасибо за полезные заметки...
Кстати, вы наверняка знаете или заметили, что на одном вашем фото маковка церкви, а на другом ствол дерева, выглядят практически нарисованными черными чернилами. Это свойство вашей камеры или намеренное использование фоторедактора?
Сергей.

Unknown комментирует...

Это не свойство камеры. Для таких сюжетов вообще характерна высокая контрастность, кадр с монастырем корректировался незначительно.

Ну, а вот дерево действительно обработано достаточно сильно. Хотя тоже уже изначально было очень контрастным (что и навело на мысль сделать снимок похожим на штриховой рисунок, еще более усилив контраст).

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!