Эта заметка появилась как ответ на вопрос.
«…У одного моего друга есть коллекция холодного оружия, и вот эту коллекцию он попросил меня запечатлеть на камеру. Вот как правильно это сделать? Ну, Вы уже знаете, что у меня 520-ый Олик с двумя китовыми объективами. Вспышкой пока обзавестись не удалось. Я где-то читал, что нужно склеить из белой бумаги «коробку», с боковых сторон подсвечивать лампами, ну а вовнутрь класть предмет для съемки. Верно ли это? И как быть, если ножи планируется фотографировать на фоне цветной материи (например, камуфляжа)? В общем, как справиться с этим заданием в домашних условиях (с надеждой на приличный результат)?»
При предметной съемке основная сложность — равномерно осветить объект. Нужно избежать жестких и глубоких теней. В большинстве случаев избыточные блики от полированного металла тоже могут навредить.
Чтобы решить задачу, светить нужно, условно говоря, со всех сторон. Условно, потому что если нам удастся в реальности абсолютно равномерно светить со всех сторон, пропадет светотеневой рисунок, и предмет станет «плоским».
Один из способов получить нужное освещение -- упомянутый вами тент (он же тоннель, он же фотобокс, он же лайт-бокс). Конструкция его может быть различной. Можно, как в «фирменном» лайт-боксе, натянуть рассеивающую белую ткань на проволочный каркас. Можно использовать большую упаковочную картонную коробку, вырезав большие отверстия в боковых и верхней стенке, которые, опять-таки, затянуть рассеивающим материалом. Если предмет маленький, можно попробовать соорудить П-образную конструкцию из трех листов обычной белой бумаги для принтера.
Ставим с боков (и/или сверху) источники света. Важно, чтобы они не были прижаты к нашему «лайт-боксу», иначе весь эффект сведется к бесполезной потере яркости. Чем большую часть поверхности мы осветим (и чем более равномерно), тем ровнее и мягче будет и свет, падающий на объект. Другой важный момент: в качестве осветителей можно использовать обычные бытовые настольные лампы, но с одинаковыми лампочками. Если точнее, одинаковым должен быть спектр их излучения, но, к примеру, у ламп накаливания различной мощности он почти наверняка будет отличаться. Даже если оттенок свечения нам кажется практически одинаковым, снимок мы получим частично голубоватым, частично — желтоватым.
В наибольшей степени тент подходит для съемки технических устройств с множеством мелких элементов.
Если нужно сфотографировать сравнительно простой объект, причем не требуется полностью избавиться от теней, я бы воспользовался одним основным источником света большого размера. Это позволить смягчить тени и ослабить блики. А получить «источник большого размера» можно поставив на некотором расстоянии перед лампой рассеивающую панель, роль которой может сыграть опять же лист бумаги или белая ткань, закрепленная на какой-нибудь рамке. Подсветить затененные участки, а возможно и добавить бликов (я тут пока писал заметку попробовал буквально минут за пять сделать снимок, пользуясь тем, что подвернулось под руку — освещение вышло слишком «плоским») помогут отражатели. Это могут быть все те же листы бумаги, для более яркой и направленной подсветки — фольга и даже зеркальца.
В любом случае необходим штатив — рассеиватели существенно ослабляют свет, а для получения качественного изображения нужно использовать малые значения ISO и сильно закрывать диафрагму (чтобы добиться приемлемой глубины резкости).
Кстати, я бы не рекомендовал фотографировать на фоне камуфляжа — его пестрая окраска будет «забивать» центральный объект. Тем более, «увести» фон из резкости, сохранив резким весь нож, по-моему, проблематично. Если очень хочется все же использовать камуфляж, первое, что мне приходит в голову — во-первых, приподнять объект над фоном (ну, какую-нибудь проволочную загогулину согнуть так, чтобы во время съемки она была скрыта за ножом); во-вторых, выставить свет как раз так, чтобы тень от объекта на фоне была достаточно явной.
PS. А бывает и когда у нас нет возможности двигать объекты, менять фон, зачастую нельзя использовать штатив, да и со светом большие проблемы. Я имею в виду съемку в музее. Тут, пожалуй, единственный вариант — вспышка, причем такая, которую можно использовать, не устанавливая на камеру. Я обычно использую Metz 28CS-2. Это устройство настолько мало, что помещается в карман рубашки, а питается от двух батареек ААА, так что и запас элементов питания занимает немного места. Вообще говоря, эта вспышка, запускающаяся только через встроенный светосинхронизатор, предназначена для компактных камер без «горячего башмака», но ничего не мешает пользоваться ей и с зеркалкой.
PPS. Если в музее запрещено фотографировать со вспышкой — это не просто так. Не нарушаем!
3 комментария:
Михаил, спасибо огромное за столь познавательную статью! Честно говоря, не ожидал даже, что мой вопрос послужит поводом для нового материала в Вашем блоге. Мне иногда кажется, что я своими вопросами могу замучить :-) Ну, просто, понимаете, читать книги - это одно, а вот общаться с человеком, который знает дело - это совсем другое и, я считаю, лучшее. Не говоря уже о собственной практике и ошибках.
Михаил, хорошо, что я набрел на Ваш блог. Действительно, советы вполне конкретные и написаны легким языком, а главное для меня, что они мне попались вовремя (хотя если бы раньше, было бы еще лучше :)).
Спасибо за отзывы!
Значит, не зря трачу время ;-)
Отправить комментарий