6 марта 2011 г.

Фильтры (часть 2)

Наконец-то я собрался продолжить тему светофильтров, начатую более месяца назад. Сегодня — о еще некоторых фильтрах, не столь часто встречающихся в арсенале современных фотолюбителей, как защитные и поляризационные.


Цветные фильтры

Яркие, разноцветные — красные, оранжевые, желтые, реже голубые и зеленые — «стеклышки» хорошо знакомы фотолюбителям старшего поколения. У тех, кто начинал с черно-белой пленки, наверняка где-нибудь в шкафу найдутся такие светофильтры.

С их помощью можно ослабить те или иные составляющие спектра. например, задерживаем голубые лучи (слегка — светло-желтым, сильно — оранжевым или красным фильтром) и легкая облачность на небе превращается в драматичное ожидание грозы.

В цифровую эпоху тот же эффект достигается за счет изменения пропорций цветовых компонент при преобразовании в черно-белое изображение. Такие возможности нам предоставляет большинство фоторедакторов. Да и во многих камерах есть возможность «черно-белой» съемки с «фильтрами».

Есть еще одна разновидность цветных фильтров. Оттенок у них гораздо менее явный, и предназначены они не для черно-белой, а цветной съемки. Эти фильтры смещают цветовой баланс. Нужны они, если, к примеру, на пленку для дневного света приходится снимать под лампами накаливания или наоборот.

При цифровой съемке роль таких фильтров выполняет настройка баланса белого.

Итак, если вы, как большинство современных любителей, пользуетесь только цифровыми камерами, цветные фильтры вам не нужны. (Ну, а для пленочной камеры — совсем наоборот. Желтый (а то и пара разной плотности) и оранжевый фильтры — самый что ни на есть «джентльменский набор»)

Нейтрально-серый фильтр (ND)

Этот фильтр задерживает всё подряд. В равной степени ослабляет все составляющие света.

Но ведь для «рисования светом» нужно, чтобы его — света — было побольше, разве не так? Оказывается, не всегда. Представьте, что вы в солнечный день наткнулись на чудесную горную речку. Вам хочется получить на снимке мягкие струи воды — но, хоть вы и выставили наименьшую чувствительность, и зажали до предела диафрагму, выдержка все равно выходит слишком короткой.

Вот тут-то на помощь и придет нейтрально-серый светофильтр. Он ослабит свет на несколько стопов — на столько же стопов вы сможете удлиннить выдержку. На оправе фильтра указывается его кратность — во сколько раз изменяется eV. Чаще всего встречаются 4-кратные (ослабляющие свет на 2 стопа) и 8-кратные (на 3 стопа) нейтральные фильтры.

Градиентный фильтр (GC)

Область применения градиентного фильтра весьма ограничена. Но в этой области его пользу трудно переоценить.

Всем, кто хоть раз фотографировал пейзаж в солнечный день (А есть те, кто не сделал ни одного такого снимка?), известен результат. Темная, с глубокими практически черными тенями, нижняя часть снимка, и «выжженое» практически до потери детализации небо. Не очень-то помогает и съемка в RAW с последующим «вытягиванием» светов и теней. Не мудрено — разница яркости заметно превосходит динамический диапазон матрицы фотоаппарата.

Как же быть? Как уменьшить разницу яркости земли и неба?

И вот однажды кто-то сообразил, что для очень многих пейзажей граница «темной» и «светлой» частей — это практически горизонтальная линия. Стало быть можно сделать стекло, темное сверху и совсем прозрачное снизу. Ну, а чтобы граница между частями была незаметной, «размыть» ее.

Так и получился градиентный фильтр. Чтобы границу «света» и «тьмы» можно было выставить горизонтально, оправу делают вращающейся — как у «полярика».

Остается, правда, один недостаток. Расположение границы по высоте у светофильтров такой конструкции менять невозможно. Это серьезно ограничивает возможности компоновки кадра.

Не имеют такого недостатка фильтры фирмы Cokin — прямоугольные стеклянные пластинки, устанавливаемые в специальные держатели. Двигая такую пластинку вверх-вниз, можно идеально подобрать положение перехода плотностей.

Конечно, процесс настройки требует времени и практически невозможен без штатива. Так что обзаводиться такими аксессуарами как комплект Cokin System стоит только при серьезном увлечении пейзажной фотографией.

Эффектные фильтры

Широкий класс светофильтров, разными способами «портящих» картинку. Да-да. Эти фильтры действительно искажают изображение.

Наиболее, пожалуй, известные среди них — звездчатые (звездные). Благодаря нанесенной на стекло сетке, при ночной съемке они создают «лучи» от каждого точечного источника света.

Фотографируя праздничную иллюминацию, или, к примеру, елочные гирлянды, можно получить чрезвычайно красивый рисунок.

Многообразны смягчающие фильтры. Они тем или иным способом ухудшают проработку мелких деталей.

Неожиданно? Вовсе нет. При съемке портрета, особенно женского, идеально четкая проработка каждой морщинки, каждой поры на коже, каждого мельчайшего дефекта идет отнюдь не на пользу фотографу.

Вот и приходится «туманить взор» объективу ;-)

А еще есть светофильтры, имитирующие съемку в дымке.

А еще есть фильтры, размывающие края изображения, но не затрагивающие его центр.

А еще... А еще... А еще...

Но это уже совсем специальные приспособления.


Только две недели на netPrint.ru самая низкая цена на фотографии 10х15 во всем Рунете. Цена 2,79 за фото действует уже сейчас.

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Отличная статья, мне как раз дедушка отдал свои старые светофильтры. Иногда экспериментирую с цветными на своей камере.

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!