19 июля 2008 г.

Разбираемся с Adobe Camera Raw 4

Adobe Camera Raw — модуль для работы с raw-файлами, входящий в состав Adobe Photoshop и Photoshop Elements. Модуль безусловно полезный и удобный. Да вот беда, поиск по русской части Интернет дал множество ссылок на описание его 3-й версии. А текущая — четвертая — существенно переработана. Пришлось «обратиться к первоисточникам»... Кое-что из найденного — здесь.


14.05.2011: Со времени написания заметки прошло 2,5 года. Сменились актуальные версии Photoshop и Photoshop Elements (теперь ACR и в нем может обновляться автоматически). И у Adobe Camera Raw сейчас версия уже 6.1. Однако, все регулировки, доступные при работе из PSE, остались прежними. Так что основная часть статьи по-прежнему может быть использована.


Обратите внимание: модуль Camera Raw 4 не совместим с Photoshop CS2 и более ранними версиями, а также Photoshop Elements, версий до 5.0 для Windows и до 4.01 для Mac. Для Elements 3.0 доступен Camera Raw 3.6. Для Photoshop CS2 и Elements 4.0 (Windows) – Camera Raw 3.7.

Обновление Camera Raw

Camera Raw часто обновляется (в среднем, 3-4 раза в год). Это связано как с появлением новых моделей фотокамер, так и с исправлением обнаруженных ошибок, поэтому рекомендуется не пренебрегать очередными версиями. Если Вы используете Photoshop  CS3, возможно автоматическое обновление с помощью Adobe Updater. Для Elements обновление нужно делать вручную.

Установка вручную:
  1. Загрузите с сайта Adobe (www.adobe.com/downloads/) свежую версию модуля.
  2. Завершите работу Photoshop (Elements) и Adobe Bridge.
  3. Откройте с помощью Проводника (Win) или Finder (Mac) папку со старой версией модуля (см. ниже)
  4. Перенесите на всякий случай старую версию в любое другое место диска (например, на Рабочий стол)
  5. Скопируйте загруженную новую версию модуля в папку, где находилась его старая версия.

Можно запускать программы и начинать их использование.

Расположение модуля ACR
Photoshop CS3 (Win):
Program Files\Common Files\Adobe\Plug-Ins\CS3\File Formats
Photoshop CS3 (Mac):
Library/Application Support/Adobe/Plug-Ins/CS3/File Formats
Photoshop Elements (Win):
Program Files\Adobe\Photoshop Elements 6.0\Plug-Ins\File Formats
Photoshop Elements 4.01 (Mac):
Library/Application Support/Adobe/Plug-Ins/CS2/File Formats
Photoshop Elements 6 (Mac):
Library/Application Support/Adobe/Plug-Ins/CS3/File Formats

Важное замечание. Возможности и интерфейс ACR сильно зависят от того, с какой программой он используется. Здесь я рассматриваю минимальный вариант (то, что доступно в Elements 4.01). Думаю, большинству любителей этого достаточно, а тот, кому недостаточно, должен не читать эту статью, а писать гораздо более профессиональную.

Поскольку клавиатуры PC и Mac несколько отличаются, в тексте будут встречаться обозначения клавиш через дробь. Например, Option/Alt значит: под Mac OS жмем Option, под Windows — Alt.

Рабочее окно ACR

Итак, откроем какой-нибудь raw-файл. Мы видим, что основная часть окна предназначена для предварительного просмотра изображения. Над ней — панелька с набором кнопок-инструментов, внизу несколько кнопок, позволяющих сохранить результат обработки, передать его в головную программу или отменить сделанные изменения, сконвертировать файл в формат DNG, а также обратиться к справке (Заметьте, значение этих кнопок меняется, если нажать клавишу Option/Alt). Основной же «пульт управления» размещен справа.

На верхней панели имеются следующие инструменты (слева-направо):

Zoom: увеличивает или (если прижать клавишу Option/Alt) уменьшает изоражение. Можно также «обвести» необходимый фрагмент, и он будет растянут на все окно.

Hand: «рука», позволяющая двигать изображение, если оно не помещается в окне целиком. Как и в самом Photoshop, кратковременно включить инструмент можно прижав клавишу пробела.

White Balance: «пипетка», которой можно указать область, которая должна выглядеть нейтрально-серой.

Preferences: вызов окна параметров программы.

Rotate: две кнопки для поворота снимка на 90 градусов по и против часовой стрелки.

Помимо этих могут появиться еще инструменты: Crop (кадрирование), Straighten (выравнивание горизонтали/вертикали) и Red Eye Removal (удаление красных, а также — для животных — зеленых и белых глаз).

Параметры программы

General (Общие параметры)

Save Image Settings In — будут параметры «проявления» сохранены в базе данных Camera Raw или в «сопровождающих» файлах xmp. Поскольку подавляющее большинство фирменных форматов raw (к примеру, Canon CRW и CR2, Nikon NEF и Olympus ORF) являются недокументированными, Camera Raw только читает их. Благодаря этому, нет опасности затереть в Raw-файле что-то важное. Вместо этого параметры, установленные при обработке, могут быть сохранены в одном из двух мест: либо в базе данных Camera Raw, либо в файлах XMP.

Зачем хранить параметры в БД? Трудно найти разумные основания поступать так, но именно в базе данных хранили параметры первые версии Camera Raw, пока не появилась возможность использования для этой цели «сопровождающих» файлов («Сопровождающим» — в оригинале «Sidecar», что дословно обозначает мотоциклетную коляску — названы файлы со служебной информацией, одноименные оригинальным файлам Raw и находящиеся в той же папке). На данный момент рекомендуется всегда хранить информацию в файлах XMP, чтобы она оставалась вместе с исходными файлами.

Заметьте: Camera Raw записывает метаданные XMP (настройки Camera Raw) внутрь тех файлов, формат которых это поддерживает: DNG, JPG и TIFF; даже если выбрано сохранение настроек в файлах XMP, Camera Raw будет создавать сопровождающие файлы только для недокументированных RAW.

Apply Sharpening To — Применять повышение резкости ко всем (All) изображениям или только к предназначенным для предвартельного просмотра (Preview). Раньше, до выхода Camera Raw 4.1, общей рекомендацией было не использовать повышение резкости в Camera Raw. С этих пор осталась возможность повышать резкость только в изображениях для предварительного просмотра в Bridge. Теперь, когда алгоритм повышения резкости в Camera Raw стал значительно лучше, причин для его использования только для предварительного просмотра уже нет.

Default image settings (Стандартные параметры изображения)

Здесь определяется, будет ли автоматическая коррекция использоваться по умолчанию (по-моему, не стоит — иначе зачем было вообще связываться с RAW), а также будут ли настройки по умолчанию «привязаны» к конкретному экземпляру камеры (полезно, если у Вас несколько разных фотоаппаратов) и выбранному при съемке значению ISO (вероятно, имеет смысл использовать, т.к. настройки шумоподавления, что очевидно, будут зависеть от чувствительности).

DNG files handling (работа с файлами DNG)

Некоторые приложения (включая ранние версии Camera Raw) склонны создавать сопровождающие файлы даже для DNG, когда они реально не нужны. Опция Ignore Sidecar “.xmp” Files позволяет указать Camera Raw, что не нужно создавать внешние сопровождающие файлы для DNG. Можно также выбрать, должны ли обновляться встроенные в DNG изображения для предварительного просмотра и какой у них будет размер.

Гистограмма

Гистограмма Camera Raw показывает все три канала изображения (красный, зеленый и синий) одновременно. Она автоматически меняется, отображая изменения настроек. (Объяснять, что такое гистограмма, здесь не буду — это тема отдельной статьи)

При перемещении по изображению инструментов Zoom tool, Hand tool или White Balance tool под гистограммой отображаются значения RGB.

Над гистограммой есть две кнопки, позволяющие включать/выключать «предупреждающую окраску»: пикселы, вышедшие за пределы динамического диапазона, отмечаются ярким цветом (в тенях синим, в светах — красным).

Панели управления

Органы управления «проявкой» изображения в Camera Raw сгруппированы по функциям на нескольких панелях (при работе из Elements их только две), которые переключаются щелчком по «закладкам» или клавиатурными командами. На каждой панели находятся взаимосвязаные настройки.

Разработчики разместили настройки в Camera Raw так, что они используются в логической последовательности: сверху вниз и слева направо.

Работая с тоном и цветом, изображение обычно уменьшают, чтобы оно было видно целиком. А при настройке в панели Detail его необходимо увеличивать. Для этого можно использовать инструмент Zoom или такие же сочетания клавиш, что и в Photoshop.

Панель Basic

В этой панели выполняется цветовая и тоновая коррекция (при работе из Photoshop у Вас будет еще несколько панелей для более профессиональной подстройки). Рассмотрим имеющиеся органы управления.

Цветокоррекция

White Balance — выпадающее меню в верхней части панели. Из него можно выбрать один из предустановленных вариантов баланса белого. Можно использовать настройки, сохраненные в момент съемки (As shot), положиться на автоматическое определение, выбрать один из предложенных типов источников света или же выполнить настройку полностью вручную, воспользовавшись двумя регуляторами: Temperature компенсирует отклонение по оси желтый-синий, а Tint — зеленый-пурпурный.

Примечание. Для камер, установки ББ которых не распознаются, выбор As Shot аналогичен Auto.

Не забывайте о существовании инструмента White Balance. Достаточно им щелкнуть на области снимка, которая должна выглядеть белой или нейтрально-серой — и значения Temperature и Tint будут установлены автоматически. Внимание! Нужно выбирать не блики, а, пусть и белые, но детализированные области.

Тоновая коррекция

Во многих случаях с тоновой коррекцией неплохо справляется автоматика, благодаря радикально переработанному в ACR 4 алгоритму. Для этого нужно щелкнуть слово «Auto» (действующее как кнопка). Я думаю, с него всегда имеет смысл начинать. Затем, в случае чего, его действие можно отменить, щелкнув «Default». Но, скорее всего, нужно будет только слегка подправить полученный вариант настроек.

Exposure — Движок «экспозиция» подстраивает крайнюю точку светов. Поскольку у raw-изображений гамма-характеристика линейная, важно аккуратно установить точку Exposure, чтобы не была «срезана» важная информация в светах. Если при изменении этого параметра удерживать клавишу Option/Alt, на изображении (оно станет черным) будут выделяться участки, вышедшие за пределы тонального диапазона. Желательно устанавливать света на пределе, за которым начнется «срезание» деталей текстуры (исключая блики, солнце и т.п. — им-то положено иметь максимальную яркость).

Recovery — Восстановление. Алгоритм этого движка разработан, чтобы извлечь дополнительную информацию в светах, даже изначально «срезанную». Вы можете восстановить поразительное число деталей: не забывайте, что файл raw хранит массу данных в этих участках! Обычная техника — поочередное использование движков Exposure и Recovery, чтобы извлечь максимум деталей текстуры, сохранив только блики абсолютно белыми (с максимальным значением — 255 — во всех каналах).

Fill Light — «Заполняющий свет». Адаптивная коррекция изображения (использующая маску, чтобы выявить детали в тенях, не осветляя наиболее черные пикселы). Этот параметр дополняет Blacks, подобно тому как Recovery дополняет Exposure. Хотя Fill Light может в значительной степени увеличить детализацию в тенях, использовать его необходимо умеренно и в сочетании с тонкой настройкой Blacks. При больших значениях изображение может выглядеть ненатурально, к тому же есть риск возникновения ореолов.

Blacks — «Точка черного» определяет, значения до какого уровня будут преобразованы в нулевые. Как и в случае с движком Exposure, удерживая Option/Alt, мы увидим «срезанные» участки. Для обычных изображений с полным тональным диапазоном важно установить Blacks не выше, чем необходимо для получения истинного черного. Между тем, для малоконтрастных изображений (или снимков «экспонированных по правой границе», то есть увеличенной экспозиции малоконтрастной сцены) здесь нужно устанавливать достаточно большие числа, а затем смещать Fill Light до получения оптимального результата.

Brightness — Движок «Яркость» настраивает среднюю часть гамма-кривой подобно среднему маркеру диалоговой панели Levels в Photoshop. Однако, использовать его нужно совместно с Exposure (причем уже после настройки Exposure и Blacks).

Contrast — Движок «Контрастность» увеличивает или уменьшает общий контраст изображения, регулируя S-кривую. Это грубый, по сравнению с панелью Curve, инструмент (Вот только в Elements нет полноценной возможности работать с кривыми).

Clarity — «Прозрачность» или «Чистота» — еще одна адаптивная подстройка, сосредотачивающаяся на увеличении контраста средних тонов снимка. Она полезна для увеличения «прозрачности» средних тонов после выполнения основных настроек перед обращением к панели Detail. Зрительно эффект может выглядеть как повышение резкости.

Vibrance — «Живость» нелинейно повышает насыщенность, сильнее поднимая ненасыщенные оттенки. Кроме того, здесь предусмотрено сохранение телесных оттенков, что позволяет усиливать цвета, не рискуя получить ненатуральные перенасыщенные лица. Можно считать его более интеллектуальным корректором насыщенности, чем собственно Saturation.

Saturation — Как следует из названия, «Насыщенность» увеличивает общий уровень насыщенности изображения. Этот инструмент работает иначе и, возможно, лучше регулировок тона и насыщенности в Photoshop, но, тем не менее, должен использоваться с осторожностью.

Панель Detail

Sharpening (повышение резкости)

В этом разделе — четыре регулятора, управляющих резкостью. Сам процесс основан на выделении «краев» (пикселов, достаточно сильно отличающихся от окружающих) и повышении их контрастности.

Amount - «Уровень», определяющий степень эффекта. Изменяется от 0, полностью отключенного повышения резкости, до 150. При 150, если не изменить другие настройки, изображение выглядит перекорректированным. В целом, стоит выбирать значение минимально возможным, так как с его увеличением снимок может становиться «грязным» (шумы выделяются не меньше, чем полезные детали!).

Radius определяет, сколько пикселов будет затронуто с каждой стороны «края». Значение радиуса может изменяться от 0.5 пиксела до 3 пикселов. Чем мельче детали изображения, тем меньше нужно использовать радиус.

Detail (детализация) определяет, насколько «высокочастотные» изменения будут учитываться при повышении резкости. Меньшие значения соответствую выделению только наиболее явных «краев», большие — также мелких элементов текстуры.

Masking, как следует из названия, управляет маскированием краев, которое уменьшает повышение резкости на «некраевых» участках. При значении 0 резкость одинаково повышается по всему кадру, при 100 — только вблизи явно выделенных краев. Camera Raw создает краевую маску на лету, это требует определенных вычислений, занимающих на медленных компьютерах заметное время. По умолчанию, Masking установлен в 0 (маскирование отключено), и маска не строится.

Управление подавлением шума

Здесь имеется два регулятора: Luminance, устанавливающий степень подавления яркостного шума, и Color — степень подавления цветового шума.

Оба параметра одновременно со снижением уровня шума ухудшают детализацию изображения, поэтому нужно использовать минимально возможные значения. В большинстве случаев гораздо лучше потом в Photoshop выполнить шумоподавление с помощью специальных фильтров и только на тех участках, где это необходимо.


Подстройка изображения в Camera Raw является «глобальной», затрагивающей каждый пиксел снимка. Следовательно, Ваша задача — добиться наилучшей коррекции для всего изображения в целом, а локальную коррекцию оставить для Photoshop — где можно использовать выбор и маски. Вы должны также помнить, что в Camera Raw редактируются параметры преобразования, а не сам исходный файл. То есть, всегда можно вернуться назад, изменить настройки и повторно преобразовать файл, чтобы получить иной результат. Это — одно из преимуществ Raw.


Вот пример снимка со значениями «по умолчанию» и после некоторой коррекции (ничего кроме ACR не использовано). (Пример не слишком наглядный. Возможно, в ближайшее время подберу что-нибудь, более ярко иллюстрирующее возможности работы с RAW).

Отправить комментарий

Доска объявлений

Хотите разместить файлы для загрузки другими пользователями? Воспользуйтесь нашим хостингом!