Лето... Солнце... Жара... Хочется устроиться где-нибудь на берегу речки. А если в городе — то у фонтана. И наши объективы все чаще оказываются направлены на потоки воды. Как повлияют настройки камеры на полученный кадр?..
Посмотрите на два снимка в начале заметки. Замечаете разницу? Конечно, мне пришлось очень сильно уменьшить эти кадры. Но даже в этом случае она видна, а уж если взглянуть на фрагмент в более крупном масштабе...
Левый снимок производит впечатление стеклянного (ну, или ледяного), на правом — вода сливается в более естественные струи. Нетрудно догадаться, что эти различия связаны с использованием при съемке разной выдержки. Как же её выбрать?
Если мы хотим «заморозить» водяные брызги, выдержка должна быть достаточно короткой. Ориентировочно можно считать, что при 1/400 с этот эффект уже достаточно заметен. Дальше укорачивая ее, будем получать все более отчетливые «хрустальные» капельки. (Приведенный пример снят с выдержкой 1/800 с)
Если же нам нужны сплошные струи текущей воды, выручит длинная выдержка. Наиболее естественный вид получается на значениях, близких к 1/30 с (в примере — 1/40 с). При выдержках, близких к секунде, получатся длинные непрерывные густые «русалочьи волосы». В некоторых случаях такой эффект тоже может пригодиться.
Что ж, с выдержками разобрались, можно идти снимать... Но тут нас подстерегает неприятность. Диапазон выдержек-то у современных фотокамер весьма широк: от нескольких десятитысячных до нескольких десятков секунд. Вот только мы не можем выставить любую понравившуюся. Нужно же еще получить нормальную экспозицию. Реально рабочих значений чувствительности всего 3-4. Да диафрагму можно изменять в пределах ступеней пяти. В солнечный день, зачастую, при минимальной ISO и до предела закрытой диафрагме выдержка оказывается короче 1/200 с.
Не стоит забывать, что диафрагму имеет смысл закрывать только до определенного предела. Иначе отверстие становится настолько маленьким, что из-за дифракции (не буду углубляться в физические подробности процесса) изображение начинает «размываться». Для зеркалок стандарта 4/3 рекомендуют использовать диафрагменные числа до 11, для компактов — вообще до 8.
Что же делать? Выход один: использовать нейтрально-серый светофильтр. В выигрыше оказываются владельцы зеркальных и «псевдозеркальных» фотоаппаратов, имеющих на объективе посадочную резьбу. А как быть владельцам компактов?
Во-первых, ряд производителей (например, Canon, Sony и др.) предусматривают возможность установки на старшие модели компактов специальных «адаптеров». Фактически, это трубка с посадочной резьбой, плотно крепящаяся к корпусу аппарата, так чтобы объектив при любом значении фокусного расстояния оставался внутри.
Вот в такой адаптер уже можно вкрутить светофильтр — абсолютно так же, как и в объектив зеркалки.
На адаптер, кстати, можно поставить и не только светофильтр, а, к примеру, конвертор — особую насадку, увеличивающую или уменьшающую фокусное расстояние объектива. Конструкция, надо заметить, по сложности оптики соперничающая с объективом, а по размерам нередко его превосходящая. Вот тут на снимке монстрик, получившийся при установке на обычный компакт двукратного телеконвертора.
К сожалению, установка адаптера предусмотрена далеко не для всякой компактной камеры, да и цена такой трубочки (и наличие в российских магазинах — мне оказалось проще заказать из Штатов, чем найти в Москве)... В общем, расстраиваться не стоит. Ведь никто не мешает просто приложить светофильтр к объективу, задействовав вторую руку, обычно свободную при съемке компактом.
Только заметьте, что фильтр нужно именно плотно приложить к объективу, чтобы свести к минимуму возможность бликов на его внутренней поверхности. (Любители Оч.Умелых ручек могут попробовать соорудить какой-нибудь уплотнительный тубус)
Комментариев нет:
Отправить комментарий